Navigation bar
  Print document Start Previous page
 414 of 640 
Next page End  

терапии различных невротических расстройств. Антидепрессанты (трициклические, ингибиторы
фермента моноаминоксидазы и др.) тонизируют ц. н. с.; стимулируют адренэргические процессы в
мозге за счет различного по механизму блокирования инактивации норадреналина (см. Катехоламины),
влияют на обмен серотонина, применяются для лечения депрессивных состояний, улучшения общего
психического статуса. Психостимуляторы — производные пурина, сиднонимина и др. — усиливают
процессы возбуждения в коре головного мозга, воздействуют на обмен норадреналина и тем самым на
скорость синаптической передачи импульсов; применение психостимуляторов ведет к повышению
умственной и физической работоспособности, уменьшению утомляемости, сонливости, улучшению
настроения.
Психотомиметики мескалин, псилоцибин и др. вызывают разнообразные
галлюцинации, бредовые расстройства, механизм их действия изучен недостаточно, применение
ограничено экспериментальными целями. См. Атарактики, Психофармакология.
ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ (от греч. psycho
дыхание, душа + pharmakon — лекарство +
logos слово, наука) раздел фармакологии, изучающий как влияние психотропных средств на ц. н.
с., психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения нервно-психических
заболеваний.
П. изучает влияние препаратов на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие
реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик (ЭЭГ,
вызванные потенциалы,
миограмма, кожно-гальваническая реакция и др.). Основная задача
клинической П. повышение эффективности и безопасности применения психотропных средств,
индивидуализация фармакотерапии психических заболеваний. Экспериментальная П. изучает влияние
химических веществ на ц. н. с. животных с целью поиска новых психотропных средств, а также
исследует механизмы действия известных средств на молекулярном и клеточном уровнях. Один из
разделов П. изучает фармакокинетику психотропных средств, их судьбу в организме: всасывание из
места введения, динамику распределения по органам и тканям, биотрансформацию и др.
ПСИХОФИЗИКА (англ. psychophysics)
одна из психологических дисциплин, обычно
определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами
физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений,
отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см.
Психофизиология).
П. основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях
между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем
фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание
измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее
доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны
некоторые психофизические методы,
ставшие классическими, сформулирован основной
психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание
Фехнером П. положило нач. экспериментальной психологии.
В настоящее время П. состоит из 2 разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности
(см. Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории) и учения о психофизических функциях (сенсорных
шкалах), причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для
оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения,
но и др. ответные реакции организма (см. Порог сенсорный)
моторные реакции, кожно-
гальваническая реакция,
депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.
(объективная
сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному
измерению физические стимулы, но и любые др. стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по
какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени
привлекательности и т. п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах
организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс).
Принято различать классическую и т. н. современную П. В области учения о порогах различие
между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе
собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как
выделение слабого сигнала на фоне флуктуаций этих шумов (см. Психофизическая модель теории
обнаружения сигнала),
в то время как классическая П. утверждает, что единственный источник
возбуждения сенсорной системы — действие раздражителя. Соответственно этому современная П.
рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы;
классическая П. — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными
Hosted by uCoz