возникновения эмоциональных, мотивационных, стрессовых и др. состояний. Открыты нервные
«центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено,
что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами
внутренней секреции (гипофизом,
корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различным
биологически активным веществам (пептидам и биогенным аминам), секретируемым специфическими
структурами самого мозга.
П. внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение характера ЭЭГ
и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических реакций и др.). П. внимания тесно связана
с проблемами изучения ориентировочной реакции и 2-й сигнальной системы.
П. произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их
осуществления.
Дифференциальная П. изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и
поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга и использует разработанное И. П.
Павловым учение о свойствах н. с. и типах высшей нервной деятельности.
В развитии отечественной
дифференциальной П. выделяют (напр., В. М. Русалов) 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927),
тепловско-небылицынский (с 1956) и современный (с 1972). Последний связан прежде всего с
развитием системных представлений в П.
См. также Возрастная психофизиология, Методы электрофизиологические, Полиэффекторный
метод, Психофизиология локальных поражений головного мозга.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
направление в психофизиологии,
возникшее на стыке психофизиологии и нейропсихологии;
изучает
физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными
поражениями мозга.
Нарушения высших психических функций: речи (см. Афазия), различных видов восприятия (см.
Агнозия), памяти (см. Памяти расстройства), произвольных движений и действий (см. Апраксия) и др.
обусловлены расстройствами физиологических процессов в пораженных участках мозга и всего
полушария или обоих полушарий в целом. Изучение этих физиологических процессов и составляет
основную задачу П. л. п. г. м.
П. л. п. г. м. изучает физиологические механизмы нейропсихологического синдрома в целом (см.
Синдромы нейропсихологические),
обусловленного нарушением общего звена нескольких
функциональных систем (см. Локализация высших психических функций),
а также физиологические
механизмы нарушения отдельных психических функций (речевых и неречевых).
П. л. п. г. м. использует современные электрофизиологические методы исследования: анализ
спектра ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической
активности, вызванных потенциалов и др. Основным методическим приемом, используемым в П. л. п. г.
м., является сравнительное изучение биоэлектрических процессов, характеризующих состояние покоя и
определенной психической деятельности (типа решения гностических, мнестических,
интеллектуальных задач и т. п.), что позволяет выделить характерные изменения физиологических
процессов, достоверно коррелирующие с нарушениями высших психических функций. Исследования в
области П. л. п. г. м. показали, что расстройства психических процессов (внимания, памяти,
восприятия,
произвольных движений, эмоциональных реакций и др.) достоверно коррелируют с
различными нарушениями физиологических процессов и, прежде всего, с расстройствами в протекании
процессов неспецифической активации генерализованных и локальных.
Генерализованные процессы неспецифической активации, сопровождающие протекание любой
психической функции и связанные с активным включением в деятельность, нарушаются при поражении
нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области, что приводит к изменениям
динамики протекания всех психических функций и обусловливает характерные для этих поражений
модально-неспецифические расстройства памяти и внимания. Локальные избирательные изменения
биоэлектрической активности мозга, характерные для протекания психических функций в норме,
проявляющиеся только в определенных областях коры больших полушарий и связанные со спецификой
выполняемой психической деятельности, нарушаются при поражении корковых отделов
неспецифических срединных структур (медиобазальных отделов лобных и височных долей мозга).
Поражение этих отделов мозга ведет к расстройству селективности, избирательности протекания
психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее
речевой регуляции.
Изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций подтверждает
|