наблюдателя в измерениях исходно активная. Эта активность проявляется в индивидуально-
психологической структуре сенсорной деятельности, специфичной для конкретного субъекта, а именно:
в ее компонентах сенсорной задаче, реально выполняемой им, операциональном составе
деятельности по решению задачи (ее внутренних и внешних психологических средствах), интер- и
интраиндивидуальных механизмах выбора этих средств. Выявлено существенное влияние этих
компонентов на результаты сенсорных измерений. (И. Г. Скотникова.)
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (англ. mind-body problem)
философский и
психологический вопрос об отношении психики (или психических явлений) к телу
(физиологическим явлениям); часть психофизической проблемы в философии. Предлагалось несколько
т. зр. Одна из них теория, согласно которой психика и тело существуют разобщенно, раздельно (и так
же должны изучаться), называется дуализмом.
В рамках дуализма разрабатывались 2 против. т. зр.: 1)
интеракционизм,
в соответствии с которым психика и тело непосредственно влияют друг на друга; 2)
психофизический параллелизм,
в котором утверждается, что психические и физиологические процессы
протекают параллельно (соответственно друг другу), но при этом не взаимодействуют (и в принципе
не способны взаимодействовать).
Дуалистическим концепциям противостоят монистические.
Согласно концепции
материалистического монизма реально существует только физическое тело. На эту концепцию
опирается эпифеноменализм,
представители которого утверждают, что психические процессы
являются несущественными «побочными продуктами» высшей нервной деятельности (некоторых
нейрофизиологических процессов) и никакого влияния не оказывают на мозг и поведение (правда,
формально не отрицается, что психические процессы могут выполнять роль субъективной «замочной
скважины», т. е. использоваться как источник информации для исследований того, что происходит в
мозге). Напротив, согласно концепции идеалистического монизма,
реальна психика, а телесная
активность это просто феномен психики.
Кроме того, существует теория двойного языка,
согласно которой психические и телесные
процессы (или науки о них) это как бы 2 разных языка, посредством которых представляется один и
тот же феномен. При этом она оставляет без ответа вопрос о природе самого феномена и того, кто же
его описывает (представляет) с помощью двойного языка. (Б. М.)
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ (англ. psychophysiology)
пограничная область психологии,
изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств н. с., в
детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.
Многие психофизиологи понимают свою науку в более узком смысле исследование нервных
(нейронных) механизмов психической деятельности.
П. в дополнение к психологическим методам изучения психических явлений применяет
физиологические методы: регистрацию вегетативных непроизвольных реакций (сосудистых, зрачковых
и др.), биотоков мозга и мышц как в спокойном состоянии, так и при действии разного рода стимулов
(см. Вызванные потенциалы, Электроэнцефалография).
Применяют также регистрацию активности
нейронных популяций и отдельных нейронов через вживленные в мозг электроды в клинике в связи с
необходимостью диагностики и при осуществлении нейрохирургических операций. В П. широко
используются также электрофизиологические данные, полученные на животных. Один из методов П.
моделирование создание моделей нервных сетей, обеспечивающих осуществление различных
психических функций. В современной П. находят плодотворное применение новые (технически
сложные и дорогостоящие) методы: магнитоэнцефалография (МЭГ), ЯМР-томография, позитронно-
эмиссионная томография (ПЭТ) и др.
П. включает в себя несколько областей исследования.
П. ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов
и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения,
специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты
нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов (см. Нейрон-
детектор).
П. речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в
осуществлении речевых процессов. Принципиально важным явилось установление тесной связи
мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора, а также выявление
специфических паттернов нейронной активности некоторых подкорковых областей мозга при
смысловом анализе вербальных раздражителей.
П. функциональных состояний и эмоций исследует нейрогуморальные механизмы
|