Navigation bar
  Print document Start Previous page
 422 of 640 
Next page End  

политика).
В программах и методическом обеспечении Р. о. изначально заложено единство содержания,
метода и развития. Давыдов писал: «содержанием развивающего начального обучения являются
теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом
организация совместной учебной деятельности младших школьников (и, прежде всего, организация
решения ими учебных задач), продуктом развития
главные психологические новообразования,
присущие младшему школьному возрасту» (1996).
В основе учебного процесса Р. о. лежит т. н. «учебная задача», т. е. задача, вынуждающая уч-ся
искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе
решения таких задач уч-ся обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и
действия др. детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Деятельность уч-ся
в данном случае называется квазиисследовательской потому, что воспроизводит основные элементы
научной дискуссии, т. е. того, как ученые излагают и обсуждают результаты своих исследований. На
предметах эстетического цикла воспроизводятся основные элементы творческой деятельности и
общения людей в искусстве.
Учебная деятельность в Р.
о. представляет собой систему учебных задач (более подробное
изложение содержания и структуры учебной деятельности см. в соответствующей статье). Содержание
и последовательность этих задач в каждом учебном предмете выстроена с т. зр. выработанного в науке
и культуре развитого взгляда на существо этих предметов. «Математика», созданная Давыдовым и его
соавторами (С. Ф. Горбовым, Г. Г. Микулиной, О. В. Савельевой), — это взгляд на арифметику с т. зр.
высшей математики. Близкий к этому подход реализован в курсах математики А. М. Захаровой и Т. И.
Фещенко, Э. И. Александровой. «Родной русский язык», разработанный В. В. Репкиным и его
коллективом, есть обучение правописанию на основе достижений современной лингвистики рус. языка.
«Изобразительное искусство» Ю. А. Полуянова представляет собой организацию детского
изобразительного творчества по выработанным в истории искусства способам создания выразительных
форм по законам красоты. «Литература как предмет эстетического цикла» Г. Н. Кудиной и З. Н.
Новлянской воспроизводит высокие образцы культурного прочтения художественных текстов и общую
логику литературного творчества. «Естествознание» Е. В. Чудиновой и Е. Н. Букваревой представляет
собой процесс ознакомления детей с окружающим миром, построенного на элементах научного
наблюдения и эксперимента. В «Музыке» Л. В. Виноградова воспроизводятся основные принципы и
традиции коллективного музицирования.
Р. о. существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные
возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории Р. о.,
которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в след.: младший
школьник может оторваться от пут узкого житейского (т. н. эмпирического) отношения к вещам и
явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт
осмысления окружающей действительности. Это положение подтверждено как в экспериментальных
исследованиях, так и в широкой практике. Но его нельзя рассматривать как реальность, существующую
саму по себе. Проектировщики учебных предметов Р. о. и педагоги-практики каждый раз должны
воспроизводить в своей деятельности такую возможность развития детей, т. е. проявлять научно-
методическое и педагогическое творчество. Существенный вклад в становление практики Р. о. внесли
учителя экспериментальной школы ¹ 91 г. Москвы (А. А. Кирюшкина, М. А. Поливанова, Т. Г.
Пильщикова, В. А. Миндарова, М. П. Романеева, Н. Л. Табачникова, Л. А. Суховерша, С. И.
Шияновская) и школы ¹ 17 г. Харькова (Р. Ф. Пальчик, Л. В. Говердовская).
Теория Р. о. стимулировала развитие фундаментальных исследований: совместной коллективно
распределенной учебной деятельности (Р. Я. Гузман, Г. Г. Кравцов, А. Ю. Коростылев, Т. А. Матис, Ю.
А. Полуянов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.), методов диагностики таких компонентов
теоретического мышления, как анализ, планирование, рефлексия (Р. Атаханов, А. З. Зак, Е. И. Исаев, В.
Х. Магкаев, А. М. Медведев, П. Г. Нежнов, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин и др.), системности
мышления (В. В. Рубцов, Н. И. Поливанова, И. В. Ривина, А. К. Дусавицкий). Практика Р. о. вызвала
необходимость в разработке критериев оценки уровней сформированности учебной деятельности (В. В.
Репкин, Г. В. Репкина, Заика Е. В.), критериев усвоения теоретических знаний (Г. Г. Микулина, О. В.
Савельева), методов диагностики общего и художественного развития детей по их рисункам (Ю. А.
Полуянов), методов диагностики развития читательской деятельности школьников (Г. Н. Кудина),
методов предметной диагностики основ теоретического мышления школьников и экспертизы учебного
процесса Р. о. (В. А. Гуружапов).
Hosted by uCoz