выраженных симптомов и/или факторов в наблюдаемой общей картине состояния обследуемого, а
также совокупность самых необычных черт личности.
РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ (англ. radical imagery hypothesis) концепция, согласно
которой даже т. н. абстрактное знание и значения абстрактных слов в той или иной степени имеют
образные и эмоциональные компоненты, формирующиеся в опыте каждого человека; отчасти такие
компоненты значений совпадают у разных людей, отчасти они индивидуально уникальны (см.
Окказиональное значение).
В общем случае утверждается, что в сфере психического не существует
чистых абстракций, оторванных от образной репрезентации. Напр., как пишет один из защитников этой
теории (B. R. Bugelski, 1970): «Мы все против "загрязнения окружающей среды", но я представляю его
как сточную канаву возле моего дома. А как его представляете вы?» Ср. Концептуально-
пропозициональная теория. (Б. М.)
РАДИКУЛИТ (от лат. radicula корешок) (мед.) воспаление корешков спинномозговых
нервов (в частности, при остеохондрозе межпозвоночных дисков), проявляющееся резкими болями в
области спины от шеи (шейный Р.) до поясницы (пояснично-крестцовый Р.), распространяющимися в
руки или ноги.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (система Д. Б. ЭльконинаВ. В. Давыдова) (англ. developing
education)
в настоящее время это полное научно-методическое и практически-организационное
обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному (г. о. рус.) языку,
изобразительному искусству, литературе, естествознанию. Р. о. распространено в России, Украине,
Белоруссии, Латвии, Казахстане.
Разработка психолого-педагогических основ Р. о. началась в 1959 г. в рамках исследований по
психологическим проблемам учебной деятельности в НИИ общей и педагогической психологии АПН
СССР (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Айдарова, К. В. Бардин, Л. В. Берцфаи, А. К. Маркова, Г. Г.
Микулина и др.). В дальнейшем к исследованиям подключился большой коллектив авторов. Важным
этапом становления Р. о. была работа этого коллектива над планом-заказом Министерства просвещения
СССР по разработке содержания и методов обучения по основным предметам начальной школы,
составивших основу Р. о. как системы образовательных технологий. За 40 лет в различных
издательствах вышло более ста наименований книг, посвященных теории и практике Р. о. (монографии,
методические пособия для учителей, учебники для детей, сборники, брошюры и т. д.). Основы системы
описаны в фундаментальных трудах Давыдова: «Виды обобщения в обучении» (М., 1972), «Проблемы
Р. о.» (М., 1986), «Теория Р. о.» (М., 1996).
Р. о. создавалось для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные
стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция.
Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены
ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т. п. Для того
чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т. е. действовать на
основе теоретически представляемой реальности. И чем сложнее стоят задачи, тем меньше
возможностей действовать по инструкции, не вдаваясь в существо дела, и тем выше требования,
предъявляемые к способности человека мыслить теоретически. В житейской практике (в быту, в
простом общении между людьми) такой (теоретический) подход к делу может появиться лишь
случайно. Закономерно он возникает и культивируется в науке, промышленности, искусстве, политике,
праве и др. исторически развивающихся видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у
людей возникает потребность определять существо явления по его внешним проявлениям.
В современной школе подготовка к такой деятельности в основном осуществляется за счет
включения в программы старших классов большого объема научного знания: математики, физики,
химии, экономики, истории, обществоведения и т. д. Но у большинства детей, которые переходят из
начальной в среднюю школу, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического
содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиционной начальной школе никогда не ставилась
такая задача вообще. В ней до сих пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие
детям навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному человеку, но
недостаточных для ориентации в современном мире. Эльконин и Давыдов предположили, что такое
положение дел уже не соответствует ни реальным потребностям общества, ни ситуации возрастного
развития, когда ребенок стремится к освоению содержания и форм деятельности, выходящих за
границы непосредственно доступных ему в житейской (бытовой) практике. Поэтому цель Р.
о.
развитие у детей основ теоретического мышления (или, более широко, основ теоретического сознания,
к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и
|