психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в
соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.
В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки
развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые
совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их
интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных,
мнемических, мыслительных и др.), интеграция к их объединению, соподчинению, к образованию
новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их
реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в
новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная
структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой
структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем
усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации
отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их
функционирования.
Р. п. человеческого индивида обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся
процесс. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням
жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через
внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в
его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая
свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной
деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и
самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства
своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.
Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются
внутренние противоречия.
Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и
наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их
удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д.
разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.
Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий,
периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный
возрасты...) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать
значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его
основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др.
виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ (англ. children's language development, speech development in
childhood)
возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со
взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в
дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. На 1-м г. жизни
ребенка происходит процесс его подготовки к овладению родным языком.
Упражнение речевого
аппарата ребенка начинается уже с первых дней жизни: крик, плач, гуление, далее постепенно
переходящее в лепет. Во 2-м полугодии жизни появляется понимание речи. Ребенок начинает связывать
отдельные звукосочетания с предметами. С 10-11 мес появляются первые реакции на сами слова вне
зависимости от того, в какой более комплексный раздражитель они включены.
Первое понимание слов еще неоднозначно, одно и то же слово дети связывают с разными
предметами. Фраза воспринимается как малорасчлененный комплекс и понимается лишь в
определенной ситуации. В то же время у детей появляются первые произносимые ими слова или
звукосочетания, имеющие предметную отнесенность.
В общении с окружающими людьми ребенок
постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Сначала он произносит 1-2 слога из
слова, при этом часто переставляет слоги, заменяет отдельные звуки другими. Процесс овладения
правильным произнесением речевых звуков обычно завершается к 4, иногда к 5 г. (см. Артикуляция).
Накопление словаря у ребенка происходит на 2-м и 3-м г. жизни, причем значения слов становятся все
более определенными. К полутора годам ребенок владеет обычно 30-40 словами, к концу 2-го г. 300
словами, а к возрасту 3 г. примерно 1000 словами. К нач. 3-го г. жизни начинает формироваться
грамматический строй речи. Примитивные предложения, в которых слова стоят рядом без согласования
(«мама пить моко, мика»),
постепенно заменяются грамматически более правильными.
|