Приблизительно к возрасту 2 г. дети практически уже владеют единственным и множественным числом
существительных и некоторыми падежными окончаниями, а также некоторыми временами и лицами
глаголов.
В дошкольном возрасте (3-6/7 лет) продолжается расширение словарного запаса. К возрасту 7
лет дети используют активно в речи до 3000-4000 слов. В этом возрасте дети склонны к словесным
новообразованиям (неологизмам), которые они создают по аналогии с др. известными им словами
(напр., дождь «налужил»). К концу дошкольного возраста дети владеют практически уже почти всеми
законами словообразования и словоизменения. Овладение грамматическим строем речи происходит в
единстве с развитием мышления. Дети переходят ко все более сложным формам высказывания, выражая
причинно-следственные и целевые отношения между предметами и действующими лицами.
Появляются зачатки связной, контекстной речи, однако речь дошкольника, как правило, ситуативна,
изобилует указательными местоимениями, в речи много нарушений связности.
В школьном возрасте ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе
обучения. Усвоение письменной речи основывается на расчленении ребенком речевых высказываний на
ее единицы: слова, слоги, отдельные речевые звуки и на установлении связей между звуками и
буквами, что предполагает достаточное развитие речевого слуха (см. Фонематический слух).
Овладение чтением и письмом открывает большие возможности для дальнейшего развития
лексической, грамматической и стилистической сторон как устной, так и письменной речи (см. Речь
письменная, Речь устная).
РАЗДРАЖИМОСТЬ (англ. irritability)
способность живых организмов реагировать на
внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений.
Проявляется по-разному, в зависимости от уровня эволюционного развития, охватывая широкий круг
явлений от диффузных реакций протоплазмы у простейших живых существ до сложных,
высокоспециализированных реакций человека (см. Развитие психики).
Син. возбудимость. См.
Чувствительность.
РАЗЛИЧЕНИЕ (англ. discrimination) наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией
один из 4 основных сенсорных процессов: сравнение 2 сходных стимулов, отличающихся обычно
величиной 1 физического параметра. См. также Прием информации. (И. Г. Скотникова.)
РАЗУМ (англ. reason) форма мышления,
которая позволяет человеку переработать в научном
понятии данные созерцания и представления,
т. е. всесторонне воспроизвести систему внутренних
связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность. Р. характеризует мышление с т. зр.
тождественности его законов реальным категориальным формам предметного мира, который
осваивается человеком в чувственно-предметной деятельности,
воспроизводящей и преобразующей
окружающий мир. Р. выражается в рефлексии как способности человека рассматривать природу своей
деятельности. Р. достояние общественного человека как субъекта всей культуры. На основе Р.
возникает теоретическое знание путем анализа роли и функций некоторого исходного диалектического
противоречия в отношениях вещей внутри расчлененной системы. Реальное и особенное отношение
вещей с помощью Р. выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого.
В плане понятий Р. выполняет такие преобразования, которые нельзя осуществить в непосредственном
восприятии и представлении. Если такие трансформации открывают новые качества предмета, то
последние в буквальном смысле слова являются специфическим результатом теоретического мышления
и его собственным содержанием. Возникнув как определенный способ построения всеобщего
отношения, Р. в понятиях подчиняет требования конкретизации также фактические чувственные
данные. Он даже формирует дополнительные образы восприятия и представления, если это диктуется
логикой процесса развертывания генетически исходного отношения понятия в его теоретическую
форму.
РАННИЙ ВОЗРАСТ стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной
периодизации возраст от 1 г. до 3 лет. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (1-1,5
лет); 2) этап речевого развития (1,5-3 г.). Син. преддошкольный возраст, раннее детство.
(Эквивалентный термин в англоязычной психологической литературе не обнаружен. Прим. ред.)
В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На
2-м г. ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200-250 г, в росте на 1 см; в течение 3-го г. жизни вес
ребенка увеличивается на 2-2,8 кг, рост на 7-8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и
систем организма: костной, мышечной, ц. н. с. Происходят качественные изменения в развитии
функций коры больших полушарий (см. Развитие коры головного мозга).
Увеличивается предел
работоспособности н. с. Формируются способность подражания,
ходьба, развиваются различные
|