Navigation bar
  Print document Start Previous page
 428 of 640 
Next page End  

движения рук, усваиваются правила общения.
Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от
наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями;
аффективный характер направленности на познание окружающего мира.
Ведущая деятельность в Р. в. предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит
овладение детьми предметными действиями с культурно фиксированными способами употребления
предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать.
Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей
утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками
(конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками.
Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает
на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.
Р. в. — период бурного развития речи ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание
речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих,
содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи
осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации
общения со взрослым. На 3-м г. понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы,
недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит
овладение словарем: в 1 г. дети знают 10-12 слов, в 1,5 г. — 30-40 (до 100), в 2 г. — 200-300, в 3 г. —
1200-1500 слов. Начиная с конца 2-го и на протяжении 3-го г. усваивается грамматический строй речи.
На 3-м г.
резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности
(см. Автономная речь, Эгоцентрическая речь), а также в процессе общения со взрослыми.
Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные
изменения в формировании восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.
Главные направления психического развития детей в Р. в.: 1) развитие ходьбы, локомоций,
мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира; 2) развитие ситуативно-
делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания,
увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение
сенсорных эталонов (таких, как геометрические формы, цвета спектра); совершенствование наглядно-
действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивной и активной речью; 4)
формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) развитие
аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней
результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания:
появление
знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки,
гордости за достижения в
предметной деятельности; становление половой идентичности.
Овладение предметной деятельностью, речью, общение со взрослыми и сверстниками
закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане,
воображения (фантазии), овладения социальными навыками, появления новых познавательных и
коммуникативных потребностей, способствует формированию более глубоких знаний о себе. См.
Деятельность детская, Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Рисунок
детский. (Л. Н. Галигузова.)
РАНШБУРГА ЭФФЕКТ (англ. Ranschburg effect)
затруднения при воспроизведении и
узнавании, возникающие вследствие увеличения сходства заучиваемого материала. Эффект назван по
имени венгерского психолога П. Раншбурга. Р. э. — частный случай эффектов интерференции в памяти,
возникающий между сходными элементами запоминаемого массива информации (см. также
Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Син. торможение Раншбурга.
РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —
выделенные в
нейропсихологии нарушения памяти, возникающие как проявление распада всей структуры активной
психической деятельности человека. Возникают при массивном поражении лобных отделов мозга. Р. п.
к. м. д. представляют собой нарушение активной избирательной мнестической деятельности,
приводящее к невозможности формирования задачи запомнить и воспроизвести нужный материал к
замене активного запоминания и воспроизведения пассивным удержанием следов, к бесконтрольному
всплыванию побочных следов или к инертным стереотипам. Дефекты памяти, связанные с
расстройством мнестической деятельности, вторичны по отношению к более общему нарушению
программирования различных форм психической деятельности, характерному для всех случаев, когда у
человека нарушены лобные доли мозга. См. Блоки мозга, Мнемическая деятельность, Памяти
Hosted by uCoz