расстройства. (Н. К. Корсакова.)
РЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. reautomatization)
восстановление ранее
сформированного, но временно расстроенного двигательного навыка;
устранение деавтоматизации
движений.
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. reaction formation)
механизм психологической
защиты, или компенсации, представляющий собой замещение в сознании и поведении чувства и мотива,
продуцирующего тревогу (конфликт,
напряжение), его противоположностью. Ненависть (напр., к
родителю того же пола, как предполагается в теории комплекса Эдипа)
заменяется и маскируется
любовью (реактивной). В поведении Р. о. часто является неестественностью, неадекватностью,
чрезмерностью: напр., робкий подросток вдруг становится отчаянно смелым; грубый и вспыльчивый
ребенок, страдающий эпилепсией, неожиданно меняется, демонстрируя слащавую вежливость и
предупредительность. Син. Инверсия. В небрежных переводах (с англ. на рус.) появился еще один син.
формирование реакции. См. также Защита психологическая. (Б. М.)
РЕАКТОЛОГИЯ (англ. reactology)
направление в сов. психологии 1920-х гг., характерное
для начального этапа поисков марксистской методологии психологической науки. Основателем Р. был
К. Н. Корнилов.
Центральное понятие Р. реакция.
С т. зр. Р., в основе поведения человека лежат не
физиологический рефлекс и не психическое переживание каждое порознь, а то и др. вместе, неразрывно
слитые в акте реакции как ответе живого организма на раздражения окружающей среды. Понятие
«реакция» имело след. отличия от понятия «рефлекс»:
а) универсальность (все ответные движения
организмов, включая одноклеточных); б) целостный ответ организма, а не одного органа; в) наличие
«психической стороны» (во всяком случае, у высших представителей животного мира).
Как подчеркивалось в Р., субъективная психология игнорирует ответные движения, занимаясь
лишь психическими состояниями, а объективная психология изучает исключительно ответные
движения, игнорируя субъективную сторону. Переработка же понятия «рефлекс» и расширение его
содержания до категории «реакция» будто бы способна дать «синтез» этих противоборствующих
направлений. Р. не смогла осуществить декларированный ею «диалектический синтез».
Она
подменила его сочетанием марксистских принципов с некоторыми механистическими подходами к
реакции как некоему «атому» психической жизни и поведения. Этот тезис обнаруживал родство Р. с др.
направлением в психологии
рефлексологией.
Сведение в Р. и рефлексологии психической
деятельности к реакциям или рефлексам означало игнорирование специфического в механизмах
поведения человека, стирание качественных различий между сложнейшими процессами сознания и
простейшими ответами на раздражения окружающей среды. Р. подверглась острой критике в
методологических дискуссиях 1930-х гг., что привело к отказу от реактологических схем и устранению
Р. из психологии.
РЕАКЦИЯ (от лат. re
против + actio действие) действие, состояние, процесс,
возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом
смысле Р. означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. В психологии Р. прежде
всего акт поведения, в т. ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ
на предъявление сигнала, но иногда Р. называют ощущения, представления, мысли, эмоциональные
переживания и даже настроения, возникающие в ответ на определенное воздействие; напр. Л. С.
Выготский писал о сложнейших эстетических Р. Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью,
формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрику как отрасль психологии. В
зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных
науках выделяют разные виды Р., напр. поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.;
произвольные и непроизвольные Р. См. также Время реакции, Рефлекс.
РЕАКЦИЯ ВЫБОРА см. Время реакции, Закон Хика.
РЕАКЦИЯ ДЕСИНХРОНИЗАЦИИ см. Внимания физиологические механизмы.
РЕАКЦИЯ НАВЯЗЫВАНИЯ РИТМА см. Методы электрофизиологические.
РЕАФФЕРЕНТАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. re против + afferens приносящий)
сформулированный нем. физиологами Э. фон Хольстом и Х. Миттельштедтом (1950) принцип
управления сенсорной активностью (см. Сенсомоторика); позволяет объяснить некоторые особенности
восприятия (напр., константность восприятия положения, или стабильность видимого мира).
Согласно Р. п., всякая эфферентная команда сопровождается прогнозом (связанным с эфферентной
копией) относительно последующих за ее выполнением изменений афферентации. Сравнение
фактических изменений афферентации с прогнозом позволяет, с одной стороны, оценить полноту
выполнения команды, а с др. отличать изменения афферентации, вызванные собственной
|