Navigation bar
  Print document Start Previous page
 433 of 640 
Next page End  

секреции и т. п. Идея о Р. была выдвинута Р. Декартом в 1-й пол. XVII в., а спустя столетие был
предложен и термин «Р.». Различают условные и безусловные Р.
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — см. Импульсивность.
РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection)
мыслительный (рациональный) процесс, направленный на
анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний,
способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. В схоластической
философии Р. называлась intentio secunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные
состояния (напр., понятия),
возникающие как результат intentio prima, т. е. обращенности разума на
объекты (предметное содержание). И. Кант под именем «трансцендентальная Р.» понимал анализ
содержания сознания в терминах порождающих его познавательных процессов: «Р. есть осознание
отношения данных представлений к различным источникам познания, и только благодаря ей отношение
их друг к другу м. б. правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими
представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они вместе
принадлежат? кто связывает или сравнивает их — рассудок или чувственность?» (Кант). Понятийно,
процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией,
самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится
основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону
главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения
(Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития
(см. Учебная деятельность).
Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную,
смысловую, личностную и др. См. Экзистенциальная психология. (Б. М.)
РЕФЛЕКСОЛОГИЯ (англ.
reflexology)
естественнонаучное направление в психологии нач.
XX в., основоположником которого был врач и физиолог В. М. Бехтерев.
На разработку
рефлексологической теории оказали влияние идеи И. М. Сеченова о рефлекторной природе психической
деятельности. Предметом изучения в Р. являлись все рефлексы,
протекающие с участием головного
мозга.
Р. стремилась использовать исключительно объективные методы исследования, соотнося
рефлексы с теми внешними раздражениями, которые послужили первоначальным источником
возникновения рефлексов. В противоположность субъективно-идеалистической психологии,
отрывавшей психические процессы от работы мозга, Р. стремилась рассматривать психическую
деятельность в связи с нервными процессами, используя для объяснения психических явлений данные
физиологии высшей нервной деятельности, результаты неврологических исследований.
Р. занимала передовые позиции в науке по сравнению с субъективно-идеалистической
психологией. Однако, критикуя взгляды представителей субъективистской психологии,
оставалась на
позициях механицизма, по существу Р. рассматривая психические процессы лишь как сопутствующие
актам поведения (эпифеноменализм). Решающую роль в рефлекторном акте Р. отводила 3-му его звену
— движению — в ущерб центральному психическому элементу. Тем самым она игнорировала
проблему сознания и лишалась возможности дать адекватный анализ сколько-нибудь сложных
психологических проблем.
Обосновавшись первоначально в области сов. психологии, Р. затем проникла в смежные науки, в
т. ч. в сов. педагогику. Р. оказала влияние на педологию и педагогическую психологию,
способствуя
возникновению упрощенно-механистического понимания поведения ребенка. Р. обосновывала законы
поведения детского коллектива механистическими законами «коллективной рефлексологии»,
фактически являвшейся одним из вариантов вульгарной психологизации (скорее, физиологизации. —
Ред.) социологии.
РЕФЛЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО (англ. reflex circuit)
— фундаментальная форма управления
двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла 4
составляющих: афферентации (Aff),
центрального управления (CSS),
эфферентации (Eff)
и движущейся системы (Mot).
Впервые подробно
изучено Н. А. Бернштейном, предложившим след. обобщенную модель Р. к. (рис. 8).
Hosted by uCoz