С т. зр. используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на 3 уровнях: а) в ней
используется графический код (письменность); б) существуют отличия в языковой организации Р.
п.,
напр. в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. используется
интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов),
грамматики и знаков препинания; в) существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные
в устной. Используемый графический код м. б. буквенным, или алфавитным (как в рус. или англ.
письме), слоговым (как в письменностях народов Индии), словесным (как в китайской письменности,
где 1 знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).
Если устной речью ребенок овладевает уже на 2-м г. жизни, то Р. п. формируется в старшем
дошкольном или младшем школьном возрасте,
обычно в результате целенаправленного обучения.
Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста. См. Развитие речи
детей. (А. А. Леонтьев.)
РЕЧЬ УСТНАЯ (англ. oral speech) внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Р.
у. м. б. диалогической и монологической.
Диалогическая,
или разговорная, речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она
ситуативно, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному
разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, с которой произносится
то или иное высказывание, а также сопровождающие речь мимика и пантомимика говорящего. Эти
выразительные средства делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на
них.
Монологическая речь это речь одного человека, не перебиваемая репликами др. людей (речь
лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях
собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Монологическая речь значительно более развернута и
грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки.
Существенная черта монологической речи логическая связность высказываемых мыслей и
систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Рассчитанная на определенную
аудиторию, она, однако, не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (эта
реакция остается неизвестной, напр. для выступающих по радио или телевидению). Умелый оратор или
лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории (мимику слушающих, их отдельные реплики) и в
соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание (вводит или
опускает подробности в изложении, усиливает его логическую доказательность, вносит элементы
занимательности и т. п.). Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому
ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или
ускорение темпа речи, особые выделения голосом отдельных слов или фраз. Имеются специальные
конструкции, характерные только для Р. у. (повторы или перефразировка отдельных высказываний,
вопросы, обращаемые к аудитории, изменение последовательности слов во фразе с целью придать
отдельным словам особую значимость). См. Экспрессивная речь. (А. А. Леонтьев.)
РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ (англ. complex problem solving)
решение систем
взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не
объединялись. Подзадачи, входящие в систему, характеризуются разнородностью представляемых ими
предметных областей, а также разными уровнями формализации и разработанности: от стандартных,
корректно поставленных и алгоритмически разрешимых задач до совершенно новых и еще нечетко
сформулированных. (Примером комплексной задачи может служить реализация инновационного
проекта, в котором решаются одновременно во взаимосвязи научно-технические, технологические,
экологические, социальные и др. задачи.)
Объектом деятельности субъектов, решающих комплексные задачи, являются динамически
изменяющиеся среды (технологические, природные, социальные), содержащие большое число
компонентов с заранее неизвестными и неочевидными («непрозрачными») множественными связями
между ними. Эти связи организованы по принципу целостных сетей взаимодействий, а не отдельных,
изолированных друг от друга цепей. Поэтому делая, казалось бы, что-то одно, решающий на самом деле
воздействует на множество самых разных объектов, связанных между собой. В результате он может
сталкиваться с побочными и отдаленными следствиями, часть из которых прямо противоположна его
целям. Р. к. з. требует комплекса способностей высокого уровня: познавательных (способностей
собирать разнообразную информацию из множества источников, обрабатывать ее в условиях
ограниченного времени и принимать несколько решений одновременно), личностных и эмоциональных
(способностей действовать в условиях новизны и неопределенности, внутренней готовности к
|