Navigation bar
  Print document Start Previous page
 440 of 640 
Next page End  

различным результатам действий, в т. ч. неожиданным — как положительным, так и отрицат.),
социальных способностей, связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей
— партнеров, союзников и противников. (А. Н. Поддьяков.)
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ см. Импульсивность.
РИГИДНОСТЬ (от лат. rigidus оцепенелый, твердый).
1. В психологии Р. — неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с
требованиями ситуации. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р.
— неспособность изменить представления об окружающей среде в соответствии с действительными
изменениями этой среды. Когнитивная Р. проявляется, напр., в перцептивной Р. — нарушении
способности адекватно воспринимать объект в изменившейся ситуации, что демонстрируется эффектом
установки (см. Иллюзии восприятия);
др. пример когнитивной ригидности — т. н. функциональная
фиксированность.
Аффективная Р., или Р. аффекта,
— неспособность изменить структуру
аффективных проявлений, замедленное эмоциональное научение, фиксация на однообразных объектах,
неизменность эмоциональной значимости объектов. Мотивационная Р проявляется в негибкости
мотивационных особенностей потребностей, в невозможности изменить привычные способы
удовлетворения потребности с изменениями условий жизни. Аффективная и мотивационная Р.
проявляются также в склонности к образованию сверхценных идей, в эгоцентризме и повышенной
самооценке, в узости интересов, упрямстве, застреваемости на одних и тех же мыслях и эмоциях.
2. В психофизиологии и физиологии Р. — состояние сильного и длительного сокращения мышц,
обусловленное изменением тонуса нервных центров, иннервирующих мышцы. Децеребрационная Р.
(термин Ч. Шеррингтона) — состояние повышенного тонуса мышц (напр., у кошек), возникающее
вследствие блокировки связей между передними и задними буграми четверохолмия, проявляющееся в
усиленном разгибании мышц. Аналогичное явление возникает у человека в состоянии гипнотического
сна (каталепсия, или восковая Р.). См. Гипноз.
РИСК (англ. risk)
действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой
сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха. Ситуация Р. предполагает возможность
выбора из 2 альтернативных вариантов поведения — рискованного и надежного, т. е. гарантирующего
сохранение достигнутого.
Различают объективные и субъективные оценки проявления Р. Действия, воспринимаемые
наблюдателями как осторожные, могут самим субъектом переживаться как рискованные, и наоборот.
Психологическая концепция мотивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к Р. в
условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов
действия осторожным не всегда м. б. представлено в виде исхода борьбы 2 конкурирующих тенденций
— надежды на успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими
исследованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному Р., когда предпочтение опасных
вариантов поведения безопасным выглядит бесполезным с т. зр. стоящих перед субъектом задач.
Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой
тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к Р. См. также Сдвиг
к риску.
РИСУНОК ДЕТСКИЙ (англ. children's drawing)
— продукт изобразительной деятельности
ребенка. В процессе предметно-манипулятивной деятельности возникают предпосылки к овладению
рисованием: ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл
пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период,
когда ребенок чертит на листе бумаги свои первые каракули. Умение воспроизводить собственные
каракули становится предпосылкой развития графического образа — представления о том, как предмет
должен быть изображен. Графический образ включает зрительные образы предмета, представления о
нем, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета.
Развитие рисования определено разными формами опыта — ребенок изображает
действительность, какой он ее представляет; он рисует то, что видит, то, что знает, и то, что чувствует.
Рисование для ребенка дошкольного возраста выступает как своеобразная синкретическая
деятельность, в которой представлены: каракули, которым приписывается значение знака, схемы;
изображения письменной речи и собственно иконические изображения — визуально приближенные к
объекту графические построения. Под влиянием отношения взрослого к Р. д. постепенно происходит
дифференциация изобразительной деятельности.
Особенности развития Р. д. отражают специфику перцептивных действий ребенка, характер
применяемых им сенсорных графических образов, опыт движений и действий с предметами,
Hosted by uCoz