значимость для ребенка тех или иных свойств предметов и ситуаций, устанавливаемую при помощи
наглядного мышления. На разных этапах рисования эти компоненты выступают в разных
соотношениях. Рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению
действительности.
Являясь одним из видов детской деятельности (см. Деятельность детская), рисование не только
выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это
развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.
Все развитие рисования детерминировано разными формами усваиваемого ребенком
социального опыта. В этом развитии переплетаются присвоение общих человеческих свойств и
способностей (знаковой функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных
эталонов),
овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей
деятельности на специфику формирования развития изобразительной деятельности в тот или иной
период социального развития ребенка.
В процессе начального обучения рисованию взрослые учат ребенка употреблению знаков.
Рисование представляет собой знаковую деятельность: в процессе рисования ребенок открывает для
себя знаковый смысл графических построений. Одновременное называние словом-именем предмета и
графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом, концентрирует внимание
ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через рисование. Тем самым
ребенок открывает для себя еще один путь познания. Кроме того, графическое построение
опосредствует связь предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.
Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей
человеческой культуры. Содержание Р. д. зависит от общей умственной активности рисующего
ребенка. Когда ребенок овладевает определенным количеством графических построений, у него
начинает проявляться способность к образованию графического образа любого числа предметов и
явлений. Познавательный интерес к окружающей действительности приводит к тому, что все
многообразие человеческой жизни во всем диапазоне, от возвышенного до низменного, становится
предметом изображения. Р. д. свидетельствуют о ценностных ориентациях,
оказывающих влияние на
детей, а также о внутренней позиции самого ребенка. Рисующий ребенок проявляет себя как
представитель своей страны, нации, как носитель мужского или женского пола и как индивидуальность.
Содержание его рисунков отражает то, что значимо именно для него в мире.
Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к
изображаемому. Пока он с помощью взрослого не овладел конвенциальными средствами того или иного
художественного направления, он ищет выразительные средства в своей собственной деятельности.
Так, линия и цвет выступают как средство изображения и как средство выражения отношения. Среди
специальных выразительных средств Р. д. можно назвать еще орнаменты, симметрические построения,
а также гиперболизацию использование преувеличения отдельных частей изображения для
подчеркивания их особой значимости. Все это делает возможным использование Р. д. в
психодиагностике.
Чтобы правильно проанализировать выразительные средства детского искусства, необходимо
иметь представление о среде, в которой вырос ребенок. Он присваивает выразительные средства так же,
как присваивает ценности духовной культуры общества, в котором живет. См. также Изобразительные
способности, Художественные представления, Эстетическое развитие. (В. С. Мухина.)
РОБОТ (чешское robot)
термин, созданный чешским писателем Карелом Чапеком и
использованный в его научно-фантастической пьесе «R. U. R.» (1920) для обозначения искусственных
антропоморфных существ, способных заменить человека в трудовых процессах. По глубокой мысли
Чапека, у Р. под влиянием труда произошел процесс очеловечивания, в то время как люди, перестав
трудиться, утратили человеческие качества. Термин «Р.» использовал психолог Мак-Дауголл в лекции
под названием «Люди или роботы» (1926), посвященной критическому анализу бихевиоризма. (Б. М.)
РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ (Rogers, 1902-1987) амер. психолог, один из создателей
гуманистической психологии.
Автор т. н. недирективной психотерапии, или терапии, центрированной
на клиенте. Основные ее правила: не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких
оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ним актуализировать все творческие
потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем. При этом цель
психотерапевта согласование между собой «реального Я» клиента (какой я есть в моих
представлениях и оценках, зависящих от индивидуального опыта и оценок окружающих) и его
«идеального Я» (каким я хочу быть). В настоящее время различные приемы недирективной терапии
|