Navigation bar
  Print document Start Previous page
 442 of 640 
Next page End  

разрабатываются и используются в практике психотерапевтов разных стран мира, в т. ч. — на основе
определенного критического отношения к ним — в рос. гуманистической психологии. См. Я-концепция.
(Е. Е. Соколова.)
РОЛАНДИЧЕСКИЙ РИТМ — см. Мю-ритм.
РОЛЬ (социальная роль) (англ. role)
социально нормированное поведение человека,
занимающего определенное положение в группе (организации, обществе); к Р относятся также права и
обязанности. Кроме того, Р. можно определить как формы поведения (действия), ожидаемые от
субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам и социальным
позициям. Однако ожидаемость — не единственная характеристика Р., они также предписываются,
осваиваются, исполняются, нарушаются, принимаются или отвергаются. Примеры типов Р.: гендерные
Р.,
возрастные, семейные, служебные, профессиональные, игровые и т. д. Нередко Р. разных людей
тесно взаимосвязаны и скоординированы (напр., отец—сын, учитель—ученик, продавец—покупатель,
врач—пациент, священник—прихожанин); такие Р. называются реципрокными.
Понятие Р.
наполняется конкретным содержанием в этнографических (обычаи, обряды), эргономических,
социологических, социально-психологических и т. п. исследованиях, хотя во многих сферах
общественной жизни и деятельности Р., как правило, эксплицитно формулируются в должностных
инструкциях, правилах пользования (напр., метрополитеном), религиозных заповедях и т.. п. См. также
Конфликт ролевой. (Б. М.)
РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1878-1953) рос. и сов. философ, психолог,
педагог. Философское образование получил в Германии (Фрейбургский ун-т); преподавал в М.,
Иркутске, Красноярске; организовал и возглавлял Восточно-Сибирский ун-т (1918-20).
Научные интересы Р. — психология личности, педагогическая и возрастная психология,
педагогика. Пик публикаций приходится на 1910-20-е гг., последняя — «Воспитание читательских
интересов у школьников» (1950). Р. разрабатывал глубокую и многомерную концепцию личности,
в
которой личность представляет собой единство 4 групп свойств: индивида, индивидуальности, члена
общества и культуры («О смысле жизни», 1927). В работах разных лет Р. анализировал социально
нормальные (напр., игра, семья, книги, ун-т) и аномальные (напр., война) влияния на формирование
личности. В личности Р. прежде всего видел продукт культурного развития, а проблема методов
воспитания и обучения была для него «вопросом о сохранении культуры и об увеличении ее
дальнейших возможностей». Владение философскими, педагогическими, психологическими и
социологическими методами позволяло Р. рассматривать интересовавшие его проблемы
интегрированно, одновременно «научно» и «практично», без упрощенчества и авторитарной
дидактичности. Р. внес крупный вклад в изучение юности, в т. ч. юношеских переживаний, которые
изучал на основе анализа юношеских дневников и ретроспективных автобиографических записей
многих респондентов (1926, 1928). То, что «объективно» переживания юности не вполне адекватны
реальному положению вещей, не ослабляет необходимость научного исследования их, а только
усиливает.
Теоретические взгляды и результаты эмпирических исследований Р. до сих пор не получили
достойной оценки. Между тем многие идеи Р. созвучны принципам гуманистического личностно-
ориентированного направления в человекознании,
некоторые особенно актуальны в настоящее время
(напр., его энергичные выступления против тенденции «насаждать в юности и даже детстве трезвость и
скороспелую практичность»). Еще в 1920-е гг. он сформулировал идею безоценочного принятия: когда
юноша говорит о своей потребности в понимании, последнее означает не «рассудочное» понимание его
мыслей и взглядов, а в большей степени потребность в сочувствии, ласке, поддержке, признании того,
что данный индивид «переживает в себе нечто, чему надо придать известное значение». (И. А.
Мещерякова.)
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889-1960) выдающийся сов. психолог и
философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Философско-психологическое
образование получил в Марбурге (Германия). Сочетал преподавательскую и научную работу; несколько
лет (с 1942) возглавлял Ин-т психологии. Не менее важна и организаторская деятельность Р.: создание в
МГУ кафедры, а затем отделения психологии (1943), а в Ин-те философии — сектора психологии
(1945).
Первоначальную формулировку принципа единства сознания и деятельности,
являющегося
центральным в теоретической системе деятельностного подхода, можно усмотреть в статье «Принцип
творческой самодеятельности» (1922), но лишь в 1934 г. Р. сформулировал его в психологических
терминах (человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально
Hosted by uCoz