зрительной системы снижается и является монотонно убывающей функцией от порядкового номера
скачка в цикле сканирования. (А. И. Назаров.)
САКРАЛЬНЫЙ.
1. С. (от лат. sacer посвященный Богу) священный, относящийся к религиозному культу и
ритуалу; обрядовый. Ср. сакраментальный.
2. С. (от лат. os
sacrum крестец) анатомический термин со значением «крестцовый,
относящийся к крестцу».
САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (лат. sacramentum присяга, клятва).
1. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный; священный.
2. Освященный традицией, традиционный.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ см. Маслоу А. Х.
САМОВОСПИТАНИЕ (англ. self-development)
формирование человеком своей личности в
соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в
подростковом возрасте.
Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего
возраста. Так, в акте принятия намерения,
наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются
сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном
возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к
подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие.
Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый
ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям
и склонностям.
В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка.
Важным мотивом
С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим
идеалам (см. Комплекс неполноценности).
В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и
целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению
служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих
индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует
реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека.
Поскольку развитие личности процесс непрерывный, не имеющий предела, С. дело всей жизни
человека. См. Развитие психики.
САМОВОСПРИЯТИЕ см. Теория самовосприятия.
САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ (англ. self-determination theory)
психологическая
теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует,
что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на
объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных
процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему
свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон
возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а
впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого
человека требованиями извне одна из причин возникновения психических нарушений.
Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире
независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов
определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация это врожденная склонность
к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности
психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую
точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с
окружающим миром.
Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции
поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной
саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде
континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation)
через интроекцию (по форме это внутренняя
регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником
напряжения и конфликта)
и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и
регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные
процессы ассимилированы в личность человека целиком).
Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли,
которое в С. т. понимается как
|