способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов,
происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как
эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation)
проявляется как
побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды
или наказания).
В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа
локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality)
отражает, на что ориентируется
человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном
автономном выборе это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой
награде это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем это
безличный локус.
В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных
мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в
личности мотивации.
На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип
мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др.
психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация,
которая м. б.
внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на
практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в
соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.
С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии,
которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии,
использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ см. Автоидентификация, Идентификация.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspection, self-observation) наблюдение, объектом которого
являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе
психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия:
от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что
происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в
переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготского,
к овладению собственным
поведением, самоовладению). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит
в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования,
сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод С.).
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом
обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта
и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях
психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было
противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того,
С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение
при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать
психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически
реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания
ощущений, представлений, чувств и их атрибутов интенсивности, длительности во времени и
протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было
устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).
Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской
школы.
Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии,
согласно
которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить
расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую»,
предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и
конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет
исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой,
требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.
САМООБРАЗОВАНИЕ (англ. self-education)
образование, получаемое самостоятельно, вне
стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма
|