Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно
высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного
уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться
под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.)
является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние
оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и
конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а
также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение
сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью,
с чем связан ряд важных
самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности,
дискомфорт успеха и др. См. также
Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.)
Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе:
возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным
названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест»
под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С.
уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр.,
экспертной оценке.
САМОРЕАЛИЗУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (англ. self-fulfilling prophecy)
термин,
предложенный амер. социологом Робертом Кингом Мертоном (1948) для тех предсказаний, которые
стихийно «управляют» поведением людей и приводят к ожидавшимся ими результатам. Идея Мертона о
влиянии сознания на бытие снова привлекла к себе внимание после того, как в 1968 г. амер. психологи
Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент, в котором учителя старших классов школы
получили от психологов, проводивших тестирование уч-ся, прогноз, из которого следовало, что 20% уч-
ся в течение учебного года сделают большие успехи в учебе и хорошо сдадут экзамены. Прогноз
оправдался, хотя в действительности он был «липовый»: учеников назвали совершенно наугад.
Розенталь и Якобсон дали столь поразительному факту новое имя «эффект Пигмалиона» (по смысловой
ассоциации, напр., с пьесой Б. Шоу «Пигмалион», где профессор «превращает» бедную цветочницу в
прекрасную леди). Син. эффект Розенталя. (Б. М.)
САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness)
осознание человеком себя как
индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека
(внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) тело, поведение, потребности,
чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.
С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и
самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С., но
не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и
2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С., т. к. «знания, представления о себе
накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому,
существуют и у животных» (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными:
ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию
ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной
форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности,
в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального
переживания и т. п.) выражается в значениях,
благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в
строгом и узком смысле С. это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком
самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к
разнообразным явлениям и объектам.
Не следует также отождествлять С. и Я-концепцию.
С. частично включает содержание «Я-
концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С., но
только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде
всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве
своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о
развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений
ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого,
процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и
|