деятельности субъекта.
Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом
случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а
также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина «саморегуляция» (в контексте
С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие
независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической
системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет
необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.
Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С.: «То обстоятельство, что
человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др.
существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность...» На эту же связь косвенно указывает и
тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов «С.» и «личность».
Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка;
операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения «я» (и др.
рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально
проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому,
развитие С. включает примерно те же
стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом
аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния
данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в
содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается
выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств
самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для
себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других;
в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.
Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития
С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических
качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления,
эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не
завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца:
потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта
(личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному
всезнанию. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)
САМОСТИМУЛЯЦИЯ (самораздражение, аутостимуляция) (англ. self-stimulation, auto-
stimulation)
экспериментальный феномен, проявляющийся в виде стремления животного (или
человека) повторно совершать действия, которые приводят к электрическому раздражению мозга через
электроды, вживленные в определенные нервные структуры, расположенные в гипоталамусе и среднем
мозге. Этот феномен отражает включение в активное состояние особого нервного субстрата,
связанного, по-видимому, с механизмом положительного подкрепления и с возникновением чувства
удовольствия.
Добавление ред.: Обратим внимание на то, что термин «автостимуляция» (и «аутостимуляция»)
в психологической литературе (в частности, в работах Л. С. Выготского)
применяется в значении
произвольной (волевой) регуляции, овладения собственным поведением, что в высших психических
функциях достигается не электрическими раздражителями, а особыми знаковыми средствами.
САМОУВЕРЕННОСТЬ см. Уверенность в себе.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (англ. self-affirmation)
стремление человека к высокой оценке и
самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре
потребностей человека рядовое и доминирующее место. При определенных условиях потребность в С.
может стать не только доминирующей, но и ненасыщаемой. Такой характер С. создает специфическую
направленность личности сугубо личную. Удовлетворение потребности в С. может достигаться
разными путями: путем реальных достижений в к.-л. деятельности или путем создания видимости
достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в
действительности таковым не является. Способ С. зависит от характера и содержания притязаний
личности, а также от ее возможностей и способностей. См. также Упрямство. (Е. Т. Соколова.)
САМОЧУВСТВИЕ (англ. self-feeling)
комплекс субъективных ощущений, отражающих
степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. С. м. б.
представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.),
|