Navigation bar
  Print document Start Previous page
 470 of 640 
Next page End  

результате, способны решать достаточно сложные задачи, связанные, напр., с контекстным поиском
информации в сети. Теория мультиагентных систем в настоящее время бурно развивается и является
частью работ в области искусственного интеллекта. (Ю. Т. Каганов.)
СИНЕРГИИ см. Мышечные синергии.
СИНКИНЕЗИИ (от греч. syn
вместе + kinesis — движение) — дополнительные движения,
непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и
автоматически (напр., движения рук при ходьбе).
СИНКРЕТИЗМ (от греч. syn с, вместе + лат. cresco расту, увеличиваюсь) особенность
мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать
между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал
синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются
лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П. П. Блонский
определял С. как «бессвязную связность детского мышления». Ж. Пиаже считал С. основной
характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому
рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
Л. С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей
переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Выготскому,
синкретические обобщения — 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется
диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не
объединенных между собой объектов. С т. зр. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор
дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи — основа для дальнейшего
отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей (см. Мышление
комплексное).
СИНТЕЗ (от греч. synthesis соединение, сочетание) соединение различных элементов,
сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности,
так и в процессе познания.
В этом значении термин «С.» противопоставляется анализу,
с которым он
неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и
посредством др.
Анализ и С. лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих
элементарных формах — в основе поведения высших животных. С., как мыслительная операция,
производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе
общественно-производственной деятельности людей.
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ (англ. Montessori's system)
— система обучения и воспитания
детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870-1952).
Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств
у умственно отсталых детей,
Монтессори постепенно расширяла области его применения: сначала к нормальным детям
дошкольного, а затем преддошкольного и младшего школьного возрастов. С. М. основана на идеях
свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, Монтессори пришла к
отрицанию активной роли педагога в воспитании детей: взрослые навязывают детям собственные
установки и этим тормозят их естественное развитие. Опосредованное руководство воспитателя,
согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма (самообучения): дети сами свободно
выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог и как требует того дидактический
материал.
Обучение по С. М. происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом,
разработанным Монтессори. Этот материал состоит из набора строго определенных по своему цвету,
размеру и форме предметов: кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и
вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и пр. Устройство
дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление
ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю,
способствует дисциплинированности, ответственности ребенка. Главным в занятиях по С. М. считается
упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не
выделяется и является попутной. Поэтому занятия не предполагают речевых воздействий взрослого:
речь и ребенка и взрослого должна быть сведена к минимуму. Основой обучения в дошкольном
возрасте в С. М. считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных
занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовалось
исключать отвлекающие влияния, при упражнении одного органа «выключать» остальные (напр., для
Hosted by uCoz