Navigation bar
  Print document Start Previous page
 471 of 640 
Next page End  

развития осязания, при обследовании формы предметов детям завязывали глаза).
Главная форма обучения по С. М. — самостоятельные индивидуальные занятия детей или
индивидуальный урок, основа которого — простота, объективность, отсутствие лишних слов, что
предполагает максимальную сосредоточенность ребенка на предмете. Индивидуальный подход к
каждому ребенку, предоставление ему свободы выбора занятий; введение в практику дошкольного
воспитания систематических планомерных занятий — важные преимущества С. М.
К слабым сторонам С. М. можно отнести отрицание активной позиции воспитателя, недооценку
игры как основного вида деятельности ребенка, преимущественное использование искусственного
материала, которому передано все обучающее воздействие, акцент на сенсорное и моторное развитие
ребенка в ущерб речевому и умственному.
Монтессори организовала целую сеть «домов ребенка», работавших по ее системе (1-й — в Риме,
в 1907 г.). С. М. завоевала огромную популярность во всем мире; дидактические материалы и методы
обучения Монтессори широко используются в детских садах Европы и Америки. В России первые
«дома ребенка» появились в 1913 г., и вскоре увлечение С. М. приняло «эпидемический» характер.
Звучала и критическая нота (напр., С. А. Левитин квалифицировал С. М. как «дрессировку детской
души»). Сейчас наблюдается определенный ренессанс С. М. В рус. переводах изданы работы
Монтессори: «Руководство к моему методу»; «Метод научной педагогики, применяемый к детскому
воспитанию в "домах ребенка"; «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». (Е. О.
Смирнова.)
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ — см. Ценностные ориентации.
СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» (англ. manmachine system)
— система, состоящая из
человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они
осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син.
Антропотехническая система.
С. «ч.—м.» — одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не
физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций
управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе
собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы
в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и
машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения.
СКАНИРОВАНИЕ (англ. scanning).
1. Маршрут движений глаз или фокуса внимания по элементам зрительного поля при приеме
(считывании) информации.
2.
Последовательное считывание информации из сенсорного регистра для перевода ее в
кратковременную память. (А. И. Назаров.)
СКЕПТИЦИЗМ — см. Доверие.
СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (Skinner, 1904-1990) амер. психолог, автор концепции
«оперантного бихевиоризма».
Одним из центральных понятий этой концепции является понятие
«оперантное обусловливание», которое выражает особый путь образования условных рефлексов
отличие от «классического» павловского пути). Он заключается в подкреплении спонтанно
возникающей у субъекта реакции, а не стимула. С. отрицал необходимость введения «промежуточных
переменных» между стимулом и реакцией, которую провозгласили необихевиористы, и считал
возможным в психологии лишь описание связей между стимулами, реакциями и подкреплением, что
сближало оперантный бихевиоризм С. с классическим бихевиоризмом Дж. Уотсона,
которому
свойственна та же механистичность в понимании поведения и отрицание качественных различий в
поведении животных и человека. Значительным вкладом в науку считается разработка С. оригинальных
экспериментальных методик, в частности «скиннеровских камер (ящиков)». Теоретические постулаты
оперантного бихевиоризма С. нашли свое практическое применение в некоторых вариантах
программированного обучения (в становлении которого С. сыграл существенную роль) и
бихевиоральной терапии, хотя общие установки С. на то, что можно разрешить проблемы общества
путем манипулирования поведением людей на основе идей «оперантного бихевиоризма», неоднократно
вызывали жесткую критику со стороны психологов как США, так и др. стран мира. (Е. Е. Соколова.)
СКЛОННОСТЬ (англ. disposition)
в психологическом смысле С. — любое положительное,
внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к к.-л. занятию. Психологическую
основу С. составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда
привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс
Hosted by uCoz