деятельности.
Развитая С. характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к
деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний
и совершенствованию умений и навыков,
соответствующих данной деятельности. Такую С., которой
присущи все эти характеристики, называют призванием. С. развиваются, как правило, в единстве с
соответствующими способностями и выступают как фактор, компонент одаренности.
Син.
наклонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление: В др. смысле (англ. susceptibility)
С. предрасположенность к чему-нибудь,
наличие условий для возникновения чего-нибудь, подверженность чему-либо. Примеры: склонность к
полноте, к заболеванию (туберкулезом, шизофренией), к иллюзиям, к панике, к сверхценным идеям (у
психопатов). (Б. М.)
СКОТОМА (от греч. skotos
темнота) т. н. «слепое пятно», т. е. участок поля зрения,
проецирующийся на лишенный рецепторов диск
зрительного нерва (физиологическая С.), или
ограниченный дефект в поле зрения, обусловленный болезнью сетчатки, зрительного нерва, глаукомой
и др. (Б. М.)
СКОТОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ см. Адаптация зрительная, Адаптация сенсорная, Зрение,
Световая чувствительность, Фоторецепторы.
СЛАВИНА ЛИЯ СОЛОМОНОВНА (1906-1986) известный отечественный психолог,
ученица Л. С. Выготского. Более 30 лет она проработала в лаборатории психологии воспитания Ин-та
общей и педагогической психологии (в М.), руководимой Л. И. Божович.
Ее оригинальные
исследования смыслового барьера и аффекта неадекватности базируются на большом фактическом
материале. Труды С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам»
(1958) и «Дети с аффективным поведением» (1966) и сегодня остаются настольными книгами для
специалистов в области детской и педагогической психологии. (А. А. Оспенникова.)
СЛЕДЫ ПАМЯТИ (англ. memory traces)
временные связи в коре мозга,
служащие
физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения.
Возникновение С. п.
обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во
времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность,
лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала
в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей. См. Мнема, Мнемическая функция,
Памяти морфологический субстрат, Память. (Т. П. Зинченко.)
СЛЕДЯЩИЕ ДВИЖЕНИЯ (глаз) (англ. tracking eye movements; pursuit movement)
медленные и плавные версионные движения глаз. С. д. возникают только в ответ на реальное или
кажущееся движение объектов в поле зрения.
Иногда к числу С. д. также относят компенсаторные
движения глаз вестибулярного происхождения. С. д. возникают со средним латентным периодом ок.
130 мс. С их помощью можно безошибочно отслеживать объекты, движущиеся со скоростью до 30-40
угл. град/с. При дальнейшем увеличении скорости движения объектов глаза начинают отставать.
Возникающее «смазывание» видимых объектов приводит к нарушению различения тонких деталей
объектов. В связи с этим амер. психологом Э. Людвигом было введено понятие «динамическая
острота зрения».
Существует предположение, что С. д. имеют систему регуляции, автономную от системы
регуляции саккадических движений глаз. Это предположение подтверждается данными о различном
действии психофармакологических веществ, в частности, барбитуратов (см. Психотропные средства),
на саккадические и С. д. См. АубертаФляйшля феномен.
СЛЕЖЕНИЕ (англ. tracking)
один из видов операторской деятельности, в которой главную
роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С.
компенсирующее и
преследующее. В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на
индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2
независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. текущему состоянию параметра
регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора минимизировать
ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно
точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных
исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)
СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА (англ. blindness and deafness)
отсутствие зрения и слуха и
связанная с отсутствием слуха немота. С. может наступать не только при полном, но и при частичном
поражении слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте
делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных
|