интеллектуального развития ребенка. Понятие С. означает, что предмет или совокупность предметов
признаются неизменными (сохранными) по составу элементов или по ряду физических свойств,
несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития
интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое
перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом.
Согласно Пиаже, овладение принципом С. психологический критерий появления основной
логической характеристики мысли
обратимости (реципрокности) и свидетельствует о переходе
ребенка на стадию конкретных операций.
В работах Пиаже описаны феномены, показывающие
отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка 2 равных по весу шарика из пластилина
перестают быть равными, как только 1 из них принимает др. форму, и т. д.), а также опыты, когда
ребенок уже руководствуется этим принципом.
На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим
характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно.
Так, напр., понимая принцип С. массы, он может не понимать принципа С. веса и объема. Эти
запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (т. н.
горизонтальные декаляжи) обусловлены «привязанностью» ребенка к конкретной действительности и
его зависимостью от содержания структурированного материала.
Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие
о С. величин, были предприняты в Межд. центре генетической эпистемологии в Женеве учеными
различных направлений (Б. Инельдер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих
исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие др.
логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических
структур принципиально ограниченными (см. Женевская школа генетической психологии).
В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на
формирование логических понятий у детей (П. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эльконин и
сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой было показано, что можно сформировать полноценное
понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-
выработанные орудия познания критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под
руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С.
явилось результатом направленного формирования децентрации. (Е. В. Филиппова.)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (англ. socialization;
от лат. socialis общественный) процесс усвоения
индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек
приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной
жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной
жизни и общественных отношений.
С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и
эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в
освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и
функций, приобретении знаний, умений и навыков,
необходимых для их успешной реализации. С.
включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической
индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в
процессе С., и психологических механизмов (с этим трудно согласиться.
Прим. ред.), посредством
которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет
общественное воспитание.
В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве
источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты
(прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в
процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего
детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного
поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля
индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно
усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе
интериоризации социальных установок и ценностей.
Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения
индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции
и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С.
|