рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С.
индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно
значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно
воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и
индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только
объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые
преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. З. Басина.)
Добавление ред.: В отечественной психологии критиковался взгляд на С., согласно которому
ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. представляется в
изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в
соответствии с «принципом удовольствия» (З. Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил
широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние отчетливо
просматривается, напр., в ранних работах Ж. Пиаже,
в его концепции детского эгоцентризма. Четкое
несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес
выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б. Эльконин
подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития существо социальное, т. е. член
общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может.
Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (англ. social identity)
один из процессов социальной
идентификации,
который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более
стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные
свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. С.
и. организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не
других.
Амер. психолог Джей Джексон (Jay W. Jackson, 1999) считает, что многие индивидуально-
психологические явления, сопутствующие С. и., м. б. рассмотрены в след. координатах: 1) рост
привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу
пребывания в группе; 2) деперсонализация размышление о себе больше в терминах неотъемлемого
члена группы («Мы») и меньше в терминах уникального индивидуума («Я»); 3) восприятие
зависимости себя от группы вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы
связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных
отношений с членами группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции восприятие др. группы как
конкурирующей с собственной группой. См. также Автоидентификация, Эриксон Э. (Е. Б. Моргунов.)
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ см. Психология социальная.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (англ. social work)
вид профессиональной деятельности,
содержание которой определяется процессами, происходящими в социально-экономической,
политической и духовной сферах жизни общества. С. р. заключается в оказании государственного или
негосударственного профессионального содействия и помощи на временной или постоянной основе
индивиду, группе лиц, общине с целью обеспечения достойного образа жизни, материального и
культурного уровня, оказания необходимой квалифицированной защиты индивиду или группе лиц в
предкризисной или кризисной ситуации.
Особое внимание С. р. уделяет социально-уязвимым слоям населения: престарелым, инвалидам,
сиротам, одиноким, многодетным и неполным семьям и т. д.; охватывает проблемы социально-
экономических, правовых и межличностных отношений в здравоохранении, образовании, в трудовой,
производственной и досуговой сферах; предполагает оказание индивидуальной или групповой помощи
путем консультирования, патронажа, организации реабилитационных мер, использования широкого
спектра социальных услуг; направлена на активизацию и мобилизацию интеллектуального и
физического потенциала человека. В С. р. используются психологические, социологические,
педагогические, психотерапевтические методы.
В развитых странах Запада С. р. оказывает целенаправленное влияние на формирование и.
реализацию социальной политики государства, развитие законотворческой деятельности. Как
практическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки кадров, С. р.
известна с конца XIX в. в странах Европы и Северной Америки. Получила широкое распространение и
развитие в зарубежных странах в 1-ой четверти XX в. В РФ как профессиональная деятельность стала
развиваться с 1991 г. (В. Н. Чигирь.)
СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (англ. social facilitation)
один из эффектов «группы»,
|