состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по
сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего
С. ф. обнаруживается в ситуации соревнования с др. членами «группы». Данный эффект замечен не
только у людей, но и у животных, напр. в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.).
Впервые факт С. ф. был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (Triplett, 1898),
который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии др. велосипедистов.
Син. социальное облегчение. Ср. Социальное паразитирование. (Б. М.)
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ см. Социальная фасилитация.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРАЗИТИРОВАНИЕ (англ. social loafing;
от loaf
бездельничать,
лодырничать) многократно подтвержденный экспериментально факт, состоящий в том, что люди,
стремящиеся к максимальной производительности в условиях групповой работы, в итоговом результате
(продукте) которой объединены и неразличимы их индивидуальные вклады, прилагают меньшие
усилия, чем в случае индивидуального выполнения такой же работы. Этот эффект наблюдался как в
физических, так и в интеллектуальных видах деятельности. То, что целое не равно сумме своих частей,
известно давно, но получается, что оно не всегда лучше и больше этой суммы. Иначе говоря, в группе,
несмотря на все старания ее членов, последним не удается достичь своих максимальных показателей.
(Аналогичный эффект, или дефект, «группы» известен под именем «коллективной безответственности»:
чем меньше «группа», тем больше вероятность, что кто-то из ее членов окажет помощь постороннему
человеку, нуждающемуся в ней; нужно, однако, заметить, что в исследованиях этого направления
обычно использовались агрегаты, а не подлинные группы.)
Т. о., следует говорить скорее о неспособности (чем о склонности)
людей максимально
выкладываться в условиях коллективной работы. Очевидно, есть люди, которые вообще не годятся для
командных соревнований, но м. б. успешными в условиях индивидуальных соревнований. Син.
социальная леность, социальный паразитизм. Ср. Социальная фасилитация (в ситуации соревнования).
(Б. М.)
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ.
stereotype;
от греч. stereos
твердый + typos
отпечаток) устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л.
явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син.
социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации.
В этом значении термин
«стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн (Lippmann) в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя
стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальный»
позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина «стереотип» (полиграфический
стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический
стереотип;
ритуал). Однако термин «С. с.» может пониматься и в более узком смысле: как
стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле
различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и
гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. это штампы сознания, вырабатываемые
социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные
значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип),
ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной
группе, называется «предубеждением» (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд. (Б. М.)
СОЦИОБИОЛОГИЯ (англ. sociobiology)
область на стыке современной биологии,
психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального
поведения животных и человека. Определяя понятие «адаптивность», современная эволюционная
биология в самом общем виде формулирует его как успех в воспроизводстве генов, т. е. в способности
оставлять сильных в репродуктивном отношении потомков. Поэтому, полагают социобиологи, любое
живое существо, в т. ч. и человек, не может оказаться вне действия «репродуктивного императива» как
своеобразного регулятора (в случае человека морального), свойственного его биологическому
статусу и иерархизирующего мотивационно-потребностную (в случае человека еще и ценностную)
сферу.
Согласно социобиологам (Э. Уилсон, Р. Докинс, Р. Триверс и др.), роль генотипа по отношению
к развитию индивида выступает в 2 взаимосвязанных планах: 1) как программа, на основе которой и
при взаимодействии со средой складывается фенотип;
2) как конечная цель фенотипического
существования. Принцип «репродуктивного императива» утверждает, что «стремление» генов к
самовоспроизведению является детерминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность
которых должна обеспечить генам безопасность. При этом термины, представленные в кавычках, не
|