СОЦИОРЕАДАПТАЦИЯ (англ. social readaptation)
конечный результат процесса
социальной реабилитации, определяющей качество жизни больного после тяжелой болезни. С. не
ограничивается только трудовой реадаптацией, но охватывает все системы и уровни взаимодействия
больного с окружающей действительностью. Качество жизни больного определяется, в первую очередь,
субъективной удовлетворенностью больного психическими и физическими характеристиками своей
жизнедеятельности. Механизмы С. имеют как психофизиологическую (растормаживание, регенерация,
функциональные перестройки),
так и психологическую (мотивация, целеполагание, самосознание,
направленность личности и др.) природу. С. достигается комплексной системной деятельностью
больного и реабилитационного персонала (психологов, врачей и др.) по активизации этих механизмов и
восстановлению личного и социального статуса больного, обеспечению ему оптимального качества
жизни. (Ж. М. Глозман.)
СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (англ. sociotechnical system)
рабочая система,
состоящая из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с
организацией, и организационного дизайна. Первоначально идея С. с. развивалась в конце 1940 нач.
1950-х гг. Е. Л. Тристом, К. В. Бамфортом и их коллегами в Тавистокском Ин-те человеческих
отношений в Великобритании (Trist, Bamforth, 1951). Сейчас понятие С. с. активно используется при
макроэргономическом анализе и проектировании эффективных рабочих систем (Hendrick, Kleiner,
2000). См. Макроэргономика. (К. В. Самойлов.)
СОЧУВСТВИЕ см. Эмпатия.
СПЕКТРОМЕТРИЯ (англ. spectrographic analysis)
нахождение спектра сигнала. С. может
выполняться либо математически, если колебательный процесс задан в виде функции или графика, либо
с помощью специальной аппаратуры для частотного анализа спектрометров или анализаторов. В
последнем случае преобразованный в электрическую форму и усиленный сигнал поступает в частотные
фильтры с различными полосами пропускания. Измеряя среднеквадратическое среднее или пиковое
напряжение в каждом фильтре, получают спектр сигнала. В зависимости от применяемой полосы
фильтров спектрометры делятся на 2 группы: с постоянной относительной шириной (напр., 1/3 октавы)
и с постоянной абсолютной шириной (напр., 50 Гц на всех частотах) полосы пропускания.
Спектрометры с узкой полосой пропускания называются анализаторами гармоник.
Запись на
самописце амплитуд напряжений в фильтрах позволяет получить графическое изображение результатов
анализа. См. Спектр звуковой. Фильтр частот.
СПЕКТР ЗВУКОВОЙ
(англ.
sound
spectrum)
объективная характеристика звука сложного
состава, отображающая его «внутреннюю» физическую структуру (в отличие от «внешней» структуры,
отображаемой формой колебаний или осциллограммой). С. з. графически представляет распределение
энергии звука по частотным компонентам (элементарным, или простым, тонам). С. з. в основном можно
разделить на 3 характерные группы.
1. Линейные (дискретные) спектры звуков устойчивой высоты, характеризующиеся наличием
ряда компонентов, находящихся в простых кратных отношениях к частоте нижайшего (первого, или
основного) тона. Все тоны таких спектров, включая и первый, называются гармониками.
Гармонические спектры характеризуют типичные музыкальные звуки. Гармоническая структура
создает основу для восприятия звуков по высоте в ее музыкальном (ладогармоническом) значении.
2. Линейные (дискретные) спектры с негармоническими или не вполне гармоническими
компонентами,
находящимися в определенных устойчивых отношениях к частоте первого
(нижайшего) компонента. Негармонические спектры с частотно-устойчивыми компонентами
свойственны колоколам, пластинчатым и др. источникам ударных звуков с массивным вибратором.
Такие спектры обычно имеют переменное распределение энергии по компонентам в процессе затухания
звука. Не вполне гармоническую структуру спектра имеют, в частности, звуки фортепиано.
Интонационное восприятие не вполне гармонических спектров является тем более точным, чем ближе
обертоновый ряд соответствует гармоническому.
3. Непрерывные или сплошные спектры шумов (ударно-затухающих и незатухающих)
характеризуются непрерывной линией амплитуд, постоянно флуктуирующих (пульсирующих без
определенной частоты) компонентов вдоль всей частотной оси. Поскольку распределение энергии в
шумовом спектре индивидуально зависит от физических характеристик источника шума, все шумы, так
же как и звуки, на основе дискретных компонентов обладают тембровыми качествами. Для многих
шумов (стуки, удары, некоторые согласные звуки речи)
характерна чрезвычайная неустойчивость их
спектров во времени.
Шумовые компоненты часто сопровождают спектры гармонических звуков (шипение флейты,
|