Navigation bar
  Print document Start Previous page
 487 of 640 
Next page End  

хриплость голоса и т. п.). Гармоническая интерпретация некоторых звуков (журчание, бульканье,
гласные звуки живой речи и т. п.) затрудняется быстрым изменением их параметров во времени. Быстро
изменяющиеся по амплитуде шумовые спектры (стуки, трески, шорохи, взрывные согласные звуков
речи) воспринимаются слухом в их спектрально-временном единстве.
Спектральные характеристики звуков лежат в основе представлений о механизмах слуховых
ощущений и восприятии сложных звуков,
поскольку слуховой анализатор обладает свойством
разложения сложного звука на его частотные компоненты. Спектральные характеристики звуков
являются также исходными для создания технических устройств распознавания звуковых образов. См.
Фильтр частот.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Психология специальная.
СПИНОЗА БАРУХ (БЕНЕДИКТ) (Spinoza или d'Espinosa, 1632-1677) нидерландский
философ-материалист. Решил (поставленную Р. Декартом) психофизическую проблему в духе
материалистического монизма, рассматривая мышление и протяжение как атрибуты одной и той же
субстанции — природы, или Бога. При этом способность тела (как конкретного единичного проявления
субстанции) к действию лежит в основе мышления, которое тем совершеннее, чем больше способность
тела производить разнообразные и сложные действия. Эти и др. идеи С. предвосхищали положения
возникшего только в XX в. деятельностного подхода в психологии,
в частности, идею обобщения в
действии или посредством действия. Мысли С. об аффектах как психических процессах,
увеличивающих или уменьшающих способность тела к действию, исследование им путей
формирования «вторичных» (высших, сложных) аффектов из первичных, способы борьбы с
«вредными» аффектами высоко оценены Л. С. Выготским; они до сих пор изучаются и используются в
исследованиях психологии мотивации и эмоций. (Е. Е. Соколова.)
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Психология спорта.
СПОСОБНОСТИ (англ. abilities, aptitudes, capabilities)
— индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения
деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам,
но
обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М.
Теплов). С. можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в
успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В. Д. Шадриков.)
Теплов разделял С. и задатки С.
— врожденные, физиологические особенности человека,
которые служат основой развития С. Однако данные современных психогенетических исследований
свидетельствуют о том, что С., измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной
детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки — свойства н. с.
Существует 2 варианта классификации С.: 1) по видам психических функциональных систем
(сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные,
коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные,
литературные, художественные). Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С.
характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства
людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что они «задействованы» в широком спектре
деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и,
реже, обучаемость.
Специальные С. не являются широко распространенными, их формирование
требует специального обучения и нередко особого дарования (см. Тесты способностей, Тесты
специальных способностей).
Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-
аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового
тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем
большинстве эмпирических исследований выявляются общие С., от уровня развития которых зависит
успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила популярность теория
интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения
каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе
обусловливается не интеллектом, а др. индивидуально-психологическими особенностями.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости
общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем
креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют
теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория «интеллектуального климата» семьи О.
Hosted by uCoz