частота вдохов увеличивается, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус
выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих затраты большей, чем
обычно, энергии. С. э. активны, переживаются с положительным эмоциональным тоном.
Противоположностью С. э. являются астенические эмоции. Стеническими и астеническими м. б. самые
разные виды эмоциональных явлений (от аффектов до настроений).
СТЕРЕОПСИС (англ. stereopsis) сенсорный процесс, возникающий при бинокулярном зрении
как психофизическая реакция на сетчаточную горизонтальную диспаратность. В результате С. субъект
переживает специфическое ощущение глубины. Иногда в понятие С. включают и сам результат
(стереоэффект) особое, не сводимое к монокулярным ощущениям впечатление пространственности.
С. обеспечивает восприятие относительной удаленности, т. е. удаленности объекта относительно
ядерной плоскости фронтальной плоскости, проходящей через точку бинокулярной фиксации
(точку пересечения зрительных осей; см. Линия взора). Стимулом для С. является относительная
диспаратность. В первом приближении зависимость между видимой относительной удаленностью
(глубиной) и величиной относительной диспаратности выражается след. образом: чем больше
диспаратность, тем больше видимая глубина при прочих равных условиях. Для осуществления С. не
требуется каких-либо монокулярных зрительных признаков. Так, в опытах амер. исследователя Б.
Юлеша (Julesz) использовались случайно-точечные стереограммы (стереопары), которые при
монокулярном рассматривании выглядят хаотическим нагромождением точек. Тем не менее при
стереоскопическом рассматривании эти стереограммы создавали впечатление глубины. Изучение С.
ведется в лабораторных условиях и, как правило, с помощью специального прибора
стереоскопа.
См. Глубинное зрение, Панума зона, Панума феномен.
СТЕРЕОСКОП (англ. stereoscope)
оптическое устройство, позволяющее предъявлять 2
диспаратных изображения одного и того же объекта независимо правому и левому глазу и
воспринимать объединенное изображение объемным. С. был изобретен англ. физиком И. Уитстоном
(1833) и в дальнейшем неоднократно модифицировался.
Пара снимков, или изображений, используемых в С., называется стереопарой (или
стереограммой). Практически стереопары получаются путем фотографирования некоторой трехмерной
сцены с 2 позиций. Если расстояние между точками фотографирования (базисное расстояние) равно
расстоянию между зрачками, то полученные стереопары дадут стереоэффект, такой же, как и при
естественном бинокулярном рассматривании объекта. Если это расстояние увеличено, возникает
впечатление большей глубины, если уменьшено объект выглядит уплощенным. Это объясняется
изменением величины диспаратности, которая пропорциональна межзрачковому расстоянию. С.,
оптическая система которого имеет преувеличенное относительно межзрачкового расстояния базисное
расстояние, называется телестереоскопом.
Если базисное расстояние меньше межзрачкового, то
говорят об иконоскопе (см. Стереопсис).
СТЕРЕОТИП см. Динамический стереотип, Социальный стереотип.
СТИВЕНСА ЗАКОН см. Закон Стивенса.
СТИМУЛ (англ. stimulus).
1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).
2. Проксимальный С. (термин Дж. Гибсона) физическая энергия, на которую реагирует
орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул.
СТРАДАЛЬЧЕСТВО см. Мазохизм.
СТРАСТЬ см. Чувства, Эмоции.
СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. research designs in
development psychology) общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след.
основные стратегии.
Трансверсальная стратегия,
или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия),
при
которой изменения в какой-либо стороне психического развития изучаются на выборках,
различающихся только по параметру хронологического возраста. На основе статистической обработки
материалов определяются изменения, произошедшие в развитии за промежутки времени, которыми
отличаются выборки. Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезеллом, который считал, что в связи
с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны постепенно
увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться 1 нед, затем 1 мес или
нескольким месяцам и, наконец, 1 г. или даже нескольким годам). При этой стратегии применяются
различные методические приемы: наблюдение,
эксперименты, тесты.
Ее недостатком является
невозможность проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к др.,
|