Navigation bar
  Print document Start Previous page
 490 of 640 
Next page End  

более высокому.
Лонгитюдинальная стратегия, или стратегия продольного изучения (см. Лонгитюдинальное
исследование),
при которой на протяжении более или менее продолжительного времени, иногда на
протяжении нескольких лет и более, изучается одна и та же группа детей путем проведения срезов
уровня развития через определенные промежутки времени. Преимущество такой стратегии заключается
в возможности выявлять индивидуальные варианты развития. Иногда эта стратегия принимает форму
длительных систематических наблюдений за ходом развития одних и тех же детей.
В отечественной психологии разработана новая стратегия, направленная на более глубокое
исследование закономерностей психического развития — экспериментально-генетический метод. См.
Детская психология.
СТРАХА НЕВРОЗ — см. Неврозы.
СТРЕМЛЕНИЕ (англ. striving, tendency)
— собирательный термин для обозначения
актуализированных мотивационных образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей,
идеалов, склонностей,
призваний и т. п.), сущностью которых является потребностное отношение
человека к миру (см. Мотив, Потребности). (А. Б. Орлов.)
СТРЕСС (в психологии) (англ.
stress)
— состояние психического напряжения, возникающее у
человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни,
так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному
экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским
физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.
С. может оказывать как
положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что
ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным)
условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.
СТРЕССОРЫ (англ. stressors) неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности
внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу С.
относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки,
инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические
воздействия и др. факторы (см. Адаптационный синдром, Стресс).
СТРУКТУРИРОВАНИЕ (англ. structuring)
стратегия и процесс организации разрозненной
информации при ее запоминании, в результате чего элементы запоминаемого материала связываются по
смыслу в целостную группу или несколько таких групп (ср. Кодирование, Укрупнение).
Условия
успешного С.: близкое по времени (в идеале — одновременное) поступление запоминаемых элементов
в кратковременную память;
внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего
объединяющего признака. (А. И. Назаров.)
СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. structural psychology)
— термин, введенный Э.
Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной
психологии.
Развивая идеи В. Вундта,
Титченер доказывал, что психология должна отвлекаться от
функционального значения психики, от роли, выполняемой сознанием в поведении. Ее задача — изучать
структуру сознания, расчленять любое душевное явление на составляющие его элементы,
не
поддающиеся дальнейшему анализу, выяснять законы объединения этих составных частей и раскрывать
связь психологической структуры с физиологической организацией. С. п. Титченера —
концентрированное выражение интроспективной трактовки психики, которая ограничивается лишь
сферой осознанного и исследуется как замкнутое в самом себе сознание. Методом С. п. служит
аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания. В положении
о возможности непосредственного познания психики реализуется позитивистский принцип о
совпадении сущности и явления. Представители функционализма критиковали концепцию Титченера за
игнорирование дарвиновской теории о роли психики в процессе приспособления (адаптации)
организмов к среде. В настоящее время С. п. представляет в основном исторический интерес. (А. Н.
Ждан.)
СТУПОР см. Синдромы психопатологические.
СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (от лат. subjectum подлежащее
+ греч. semantikos — обозначающий) — модель категориальной структуры индивидуального сознания,
на основе которой путем анализа значений объектов (понятий и т. п.) выявляется их субъективная
«классификация». Размещение в С. с. п. тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить
об их сходстве и различии. Математически С. с. п. выражается с помощью координатных осей, точек и
вычисления расстояния между ними. Построение С. с. п. как метод исследования и как модельное
Hosted by uCoz