Navigation bar
  Print document Start Previous page
 495 of 640 
Next page End  

плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и
структурой нейронного ансамбля.
При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс.
Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему
знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком
творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический
акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных
понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д.
Т. о., разница между пониманием и творчеством — это, в лучшем случае, разница между оригиналом и
копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего
наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны
копирования.
Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией
нескольких факторов (способностей).
1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов
связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели
каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а
реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат
времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей,
определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора.
Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.
2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и
изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их
приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна
ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров,
используемых для перебора комбинаций.
3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей,
подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар
хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия,
включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой
задачи (предметной области).
4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может
рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения
дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с
опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.
В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и
различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно,
предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система
приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек
в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в
др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний,
которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный
учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как
творческая личность. (В. М. Кроль.)
ТВОРЧЕСТВО (англ. creativity).
1. В узком смысле, Т. — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое,
никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную
т. зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае «Т. есть удел немногих избранных людей, гениев,
талантов,
которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные
открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники».
2. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, Т. (или творческая
деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой
возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы
действия, материальные продукты). По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется
не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря,
так точно и Т. на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения,
Hosted by uCoz