Navigation bar
  Print document Start Previous page
 504 of 640 
Next page End  

пытался преодолеть этот недостаток, предлагая дополнения и уточнения в Т. п. р. или развивая
альтернативные схемы (напр., Levinson, 1978, 1986; Peck, 1968; Vaillant, 1977). (Б. М.)
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ
ДЕЙСТВИЙ разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А.
Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами
перцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными
ребенком системами сенсорных эталонов.
Овладение перцептивными действиями осуществляется
путем усвоения внешнедвигательных форм обследования свойств объектов с применением
материальных эталонов и последующей их интериоризацией,
в процессе которой реальные
манипуляции с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов
анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям.
Формирование
перцептивных действий происходит в контексте развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей
перед восприятием новые задачи и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных
форм обследования свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на
1-м г. жизни хватание и локомоция,
на 2-3-м г. жизни — предметная деятельность, в дошкольном
возрасте продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.). Проведение с
детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного воспитания, обеспечивающего
оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в
точности, полноте и расчлененности восприятия ребенка.
ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ (англ. self-perception theory)
— концепция самопознания и
развития аттитюдов (социальных установок) личности, в т. ч. Я-концепции (D. J. Bem, 1967, 1972),
согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за
своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые
начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения др. людей. (Б. М.)
ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ — см. Самодетерминации теория.
ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р.
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ (англ. theory of levels of processing)
— (в когнитивной
психологии)
концепция, которую выдвинули канадские психологи Ф. Крейк и Р. Локхарт (F. Craik, R.
Lockhart, 1972) в качестве методологии (framework)
для изучения памяти.
Согласно Т. у. о.,
запоминание рассматривается как побочный продукт уровня обработки информации — от сенсорного
до концептуального. На самом раннем, поверхностном уровне входной стимул подвергается
сенсорному и подетальному анализу.
На след. по глубине уровне происходит опознание стимула и
выделение его значения; на еще более глубоком уровне стимул вызывает долговременные ассоциации, в
результате чего увеличивается доля семантического или концептуального кодирования. Чем глубже
уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. (А. И. Назаров.)
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ см. Анохин П. К., Функциональная система.
ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА (англ. theory of template matching)
— (в когнитивной психологии)
концепция распознавания стимула путем сравнения вызванного им нервного паттерна с хранящейся в
памяти внутренней репрезентацией (эталоном, шаблоном). При положительном результате сравнения
(совпадении вызванного и эталонного паттернов) происходит опознание (узнавание) стимула.
Проблематичность и ограниченность этой теории связаны с тем, что в ней требуется огромное
количество эталонов для опознания, напр. одной только буквы «А», которая м. б. написана и
предъявлена бесконечным количеством способов. Ср. Теория прототипа. (А. И. Назаров.)
ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) сов. психолог, основатель отечественной
школы дифференциальной психологии.
Развивая учение И. П. Павлова о типах высшей нервной
деятельности,
Т. выдвинул программу изучения физиологических основ
индивидуально-
психологических различий человека. Т. и его ученики изучали свойства н. с.,
создавали приемы их
объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и
формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Т. в
разработке проблемы способностей,
рассмотрев в ставших классическими трудах «Психология
музыкальных способностей» и «Ум полководца» проблему природных задатков и формирования
способностей в конкретных типах деятельности (см. Мышление практическое). Ряд трудов Т. посвящен
теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода)
и истории
психологии. См. также Небылицын В. Д. (Е. Е. Соколова.)
ТЕРСТОУНА ТЕОРИЯ (англ. Thurstone theory)
Л. Терстоун (1927) преположил, что
Hosted by uCoz