пытался преодолеть этот недостаток, предлагая дополнения и уточнения в Т. п. р. или развивая
альтернативные схемы (напр., Levinson, 1978, 1986; Peck, 1968; Vaillant, 1977). (Б. М.)
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ
ДЕЙСТВИЙ разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А.
Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами
перцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными
ребенком системами сенсорных эталонов.
Овладение перцептивными действиями осуществляется
путем усвоения внешнедвигательных форм обследования свойств объектов с применением
материальных эталонов и последующей их интериоризацией,
в процессе которой реальные
манипуляции с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов
анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям.
Формирование
перцептивных действий происходит в контексте развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей
перед восприятием новые задачи и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных
форм обследования свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на
1-м г. жизни хватание и локомоция,
на 2-3-м г. жизни предметная деятельность, в дошкольном
возрасте продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.). Проведение с
детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного воспитания, обеспечивающего
оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в
точности, полноте и расчлененности восприятия ребенка.
ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ (англ. self-perception theory)
концепция самопознания и
развития аттитюдов (социальных установок) личности, в т. ч. Я-концепции (D. J. Bem, 1967, 1972),
согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за
своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые
начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения др. людей. (Б. М.)
ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ см. Самодетерминации теория.
ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р.
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ (англ. theory of levels of processing)
(в когнитивной
психологии)
концепция, которую выдвинули канадские психологи Ф. Крейк и Р. Локхарт (F. Craik, R.
Lockhart, 1972) в качестве методологии (framework)
для изучения памяти.
Согласно Т. у. о.,
запоминание рассматривается как побочный продукт уровня обработки информации от сенсорного
до концептуального. На самом раннем, поверхностном уровне входной стимул подвергается
сенсорному и подетальному анализу.
На след. по глубине уровне происходит опознание стимула и
выделение его значения; на еще более глубоком уровне стимул вызывает долговременные ассоциации, в
результате чего увеличивается доля семантического или концептуального кодирования. Чем глубже
уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. (А. И. Назаров.)
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ см. Анохин П. К., Функциональная система.
ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА (англ. theory of template matching)
(в когнитивной психологии)
концепция распознавания стимула путем сравнения вызванного им нервного паттерна с хранящейся в
памяти внутренней репрезентацией (эталоном, шаблоном). При положительном результате сравнения
(совпадении вызванного и эталонного паттернов) происходит опознание (узнавание) стимула.
Проблематичность и ограниченность этой теории связаны с тем, что в ней требуется огромное
количество эталонов для опознания, напр. одной только буквы «А», которая м. б. написана и
предъявлена бесконечным количеством способов. Ср. Теория прототипа. (А. И. Назаров.)
ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) сов. психолог, основатель отечественной
школы дифференциальной психологии.
Развивая учение И. П. Павлова о типах высшей нервной
деятельности,
Т. выдвинул программу изучения физиологических основ
индивидуально-
психологических различий человека. Т. и его ученики изучали свойства н. с.,
создавали приемы их
объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и
формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Т. в
разработке проблемы способностей,
рассмотрев в ставших классическими трудах «Психология
музыкальных способностей» и «Ум полководца» проблему природных задатков и формирования
способностей в конкретных типах деятельности (см. Мышление практическое). Ряд трудов Т. посвящен
теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода)
и истории
психологии. См. также Небылицын В. Д. (Е. Е. Соколова.)
ТЕРСТОУНА ТЕОРИЯ (англ. Thurstone theory)
Л. Терстоун (1927) преположил, что
|