Navigation bar
  Print document Start Previous page
 505 of 640 
Next page End  

величина «внутреннего эффекта», вызванного стимулом, может варьировать при его повторных
предъявлениях в силу неконтролируемых изменений во внутреннем состоянии субъекта, т. е. результат
предъявления стимула — случайная величина на психологическом континууме. Результат предъявления
2 разных стимулов для сравнения — также случайная величина на континууме психологических
различий. Введя статистические параметры этих случайных величин, Терстоун получил свои закон
сравнительных суждений, во многом определивший пути развития психофизики и, г. о., психометрики.
(И. Г. Скотникова.)
ТЕСТ (англ. test)
— стандартизированная методика психологического измерения,
предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при
решении практических задач. Т. представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов,
ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения Т. (иногда их можно называть «показателями
успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера
вариативности индивидуальных данных (см. Коэффициент интеллекта).
Результаты выполнения
тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.
Т. разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические Т., 2) Т. достижений
(испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).
Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики
выделяют Т. способностей (в т. ч. Т. интеллекта) и Т. личности (в т. ч. социально-психологические Т.),
а по способу реализации — манипулятивные Т., Т. «карандаш—бумага», аппаратурные, ситуационно-
поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические Т. и тестовые батареи;
индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т.,
Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям Т. делятся на те, в основе которых лежат шкалы
индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т.
Разработка Т. включает проверку его на валидность, надежность,
однородность,
дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Тестовые шкалы основаны на
статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются 3 вида
интерпретации тестового результата: соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами,
характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля
результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения
диагностической экспертной системы.
Понятие «Т.» ввел Джеймс Кеттел в конце XIX в. (см. Измерения в психологии),
но
распространение тестовый метод получил лишь в 1-й половине XX в., благодаря работам А. Бине, Л. М.
Термена, Г. И. Россолимо и др. Первым популярным Т. стала шкала Бине—Симона, созданная в 1905 г.
для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой
школе (см. БинеСимона тест).
В настоящее время психологами разработано несколько тысяч Т. и
тестовых батарей. Со временем Т. устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования
населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых
заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный Т. нуждается в
ревалидизации.
Применение Т. всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи,
совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и
этики психологического тестирования. Любые Т., равно как и компьютерные психодиагностические
системы, подлежат сертификации. Широкое применение Т. в образовании, при профотборе, в клинике
должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов. См. Психодиагностика,
Психологическая диагностика. (В. Н. Дружинин.)
ТЕСТ БИНЕСИМОНА — см. БинеСимона тест.
ТЕСТ ВЕКСЛЕРА см. Векслера шкалы.
ТЕСТ РАВЕНА см. Прогрессивные матрицы Равена.
ТЕСТ ТЬЮРИНГА — см. Тьюринга тест.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ (англ. achievement tests)
— тесты,
предназначенные для измерения
качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Т. д. конструируются с учетом
содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования
(отбор, аттестация, экзамен и пр.). Т. д. широко применяются при отборе в высшие учебные заведения.
В ряде стран результаты выполнения этих тестов заменяют традиционные экзаменационные оценки. Т.
д. используются также при профотборе. К Т. д. относятся критериально-ориентированные тесты
(КОРТ).
В традиционных тестах (напр., тестах интеллекта)
балл определяется на основе
Hosted by uCoz