Navigation bar
  Print document Start Previous page
 506 of 640 
Next page End  

статистической нормы, а результат говорит о «порядковом месте» человека в группе. В КОРТах балл
свидетельствует о близости результатов испытуемого к внешнему нормативу. Норматив берется из
содержания деятельности и соответствует чаще минимально-необходимому и реже — идеальному
профилю достижений. Уровень выполнения Т. д. зависит как от специальных знаний, так и от общего
интеллекта испытуемого. Широко распространены компьютерные тестовые системы, реализующие
алгоритм адаптированного тестирования уровня достижений. Их применение позволяет генерировать
новые задания, оптимизировать процедуру диагностики и облегчать интерпретацию данных. (В. Н.
Дружинин.)
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence tests)
— тесты,
предназначенные для определения
уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Т.
и. разделяются на 2 группы: 1) монометрические Т. и. (шкала Стэнфорд—Бине, тест Р. Кэттела,
Прогрессивные матрицы Равена); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и
специальные интеллектуальные факторы (Векслера шкалы, тест Р. Амтхауэра и др.).
В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом
трудности задания. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости»
задания более однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных
возможностей испытуемого. В состав Т. и. включают задания на словесно-логическое,
пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую
осведомленность и пр.
Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей, взрослых, лиц с высоким
уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым
баллом, коэффициентом интеллекта,
профилем интеллекта, качественной характеристикой
индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество
решенных заданий и время решения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы
решения, эмоциональность поведения и пр.
Т. и. широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении
проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта
зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации
тестирования и др. факторов. См. Бине А. (В. Н. Дружинин.)
ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ (англ. personality tests)
психодиагностические приемы, направленные
на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в т. ч.
межличностных), мотивации, интересов, эмоций,
а также особенностей поведения индивида в
(заданных социальных ситуациях.
Т. л. включают проективные тесты (см. Тесты проективные),
личностные опросники (см.
Опросники личностные) и тесты деятельности (ситуационные). (В. И. Лубовский.)
ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (англ. projective tests, projective techniques)
— группа методик,
предназначенных для диагностики личности,
в которых обследуемым предлагается реагировать на
неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки
(тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания
одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование
неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера),
дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-
1926) в его методике свободных ассоциаций.
Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов
интеллекта) не м. б. альтернативными (напр., правильно неправильно), возможен широкий диапазон
разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется
особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п.
относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него
впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление
отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические
требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)
Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939);
понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей
методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи
психоанализа.
ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. aptitude tests)
тесты способностей,
разработанные для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде)
Hosted by uCoz