усвоении сложного материала самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, а при
осуществлении учебных действий выполнять разные виды контроля (опережающего, рефлексивного и
т. п.), принимая при этом наряду с учителями определенное участие в организации У. д. своих
сверстников.
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с профессиональным
уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать
свой жизненный путь. В студенческом возрасте У. д. приобретает исследовательский характер.
Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс их самостоятельного
формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и
конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и
приводит студентов к уточнению научных
понятий, к совершенствованию художественных образов,
углублению нравственных ценностей и т. п. У. д. становится основой развития у юношей
прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.
Возможности и уровень теоретического мышления уч-ся существенная характеристика их
личности, поэтому развитие этого типа мышления в процессе осуществления У. д. свидетельствует
также и о развитии у них важных личностных качеств. См. Обучение и развитие, Самообразование,
Сознательность учения. (В. В. Давыдов.)
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА (англ. learning task) задача, требующая от уч-ся открытия и освоения в
учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных
практических задач. Поставить У. з. значит ввести уч-ся в ситуацию, требующую ориентации на
содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях. (В. В.
Давыдов.)
УЧЕНИЕ (научение) (англ. learning)
процесс приобретения и закрепления (или изменения
наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. элементы индивидуального опыта
(знания, умения, навыки).
Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к
более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование
способов ее осуществления. Т. о., У. необходимый компонент любой деятельности и представляет
процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от
изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием,
функциональным состоянием и т. д.).
Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его
частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из
которых постулирует свои «абсолютные» законы У., выводя их, как правило, из анализа изолированных
от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто
принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий
рассматривает У. как проявление аналитико-синтетической деятельности мозга, что мало способствует
выявлению собственно психологических закономерностей У., т. к. физиологическая деятельность мозга
детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное
понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У.
разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В.
Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как
развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и
его важнейшие характеристики.
Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных
форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии,
поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет
общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности
возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих
сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные
реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя
процесс У., сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет
типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных
способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.
Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы
продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической
|