наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и
продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом
исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной,
свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое
функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их
усвоения др. людьми составляет сущность обучения,
которое является необходимым условием У.
человека (У. животных может осуществляться вне обучения).
Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для
субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В
дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством
речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и
автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм
получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного
преобразования. Интериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их
ориентировочно-контрольных компонентов универсальный психологический механизм
человеческого У., закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных
действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых
осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении,
типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У., и т. д.). В наиболее полном и
«чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.
В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы,
которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь,
становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм
психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См.
Педагогическая психология, Психология обучения.
УЧЕНЫЕ ИДИОТЫ (англ. idiots savants)
индивиды, которые по формальным критериям
относятся к категории умственно отсталых, тем не менее они показывают высокое развитие отдельных
способностей (напр., счетные, лингвистические, изобразительные). Известны умственно отсталые
уникумы, которых называют календарными счетчиками, способные без особого труда определить, на
какой день недели попадает та или иная дата; в то же время они испытывают трудности с самыми
элементарными бытовыми навыками. Психологическое обследование (Howe M. J. A., Smith J., 1988)
одного такого уникума показало, что он удерживает в памяти большой объем информации о
распределении дней недели в месяцах, представленной в форме зрительных образов. (Б. М.)
УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1824-1870/71) известный рос. педагог, по
признанию многих основоположник научной педагогики в России. Сторонник демократизации
школьного обучения и развития женского образования. Особое внимание У. привлекали вопросы,
смежные для педагогической и общественной мысли, и в первую очередь цели обучения, которые он
понимал не только как приобретение запаса знаний, но и как развитие умственных способностей
ученика, а также развитие в нем желания и способности к дальнейшему самостоятельному их
приобретению. Главные задачи школы У. видел в том, чтобы давать представление о многообразии
действительности и обучать методам ее познания.
Круг научных интересов У. в современной терминологии обнимает теоретические и
практические проблемы педагогики, общей, педагогической и практической психологии. Свойственные
У. «антропологизм» и «психологизм» проявлялся в понимании содержания школьного образования,
проблем организации обучения, построения учебных планов и программ, требований к учебным книгам
и т. д. Залог решения всех этих и многих других проблем У. видел в опоре на психологический закон
развития души человеческой. В трудах У. развиваются общие дидактические принципы и конкретные
методы обучения, причем в большей степени его интересовал начальный этап обучения; он даже
разработал звуковой метод одновременного обучения чтению и письму. Многие идеи У. превратились в
«азы» педагогической науки и воспринимаются в настоящее время как нечто само собой разумеющееся
(напр., значение изучения естественных наук для развития наблюдательности, логичности и
критичности мышления), что отнюдь не умаляет их ценности, др. же и по сей день остаются
недопонятыми (напр., роль обучения родному языку и, в частности, изучения грамматики, которая
способствует развитию не только сознания, но и самосознания и, т. о. «очеловечивает» человека).
Основными трудами У. составленные 2 книги для первоначального классного чтения
«Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), выдержавшие уже к 1901 г. более 100 изданий каждая, а
|