ФЕТИШИЗМ (фр. fetiche идол, талисман от порт. feiticao волшебство).
1. Поклонение фетишу, т. е. неодушевленному, обоготворяемому предмету (камням, палкам,
проч.). Формы почитания фетиша разнообразны: от принесения жертв и молитв до вколачивания
гвоздей в качестве своеобразного мнемотехнического приема, не позволяющего божеству забыть о
просьбе. Ф. рассматривается и как архаичная стадия в развитии религий, и как элемент многих религий.
2. Половое извращение, при котором половое влечение направлено на различные одушевленные и
неодушевленные предметы, сами по себе не имеющие эротического значения, но обычно
символизирующие полового партнера. Син. идолизм, сексуальный парциализм.
Элементы Ф. свойственны нормальной сексуальности. Для многих людей какие-то части тела
или предметы туалета реального или предполагаемого партнера становятся сильными сексуальными
стимулами. Такие объекты имеют заместительный характер: стимул не является самостоятельным, а
неразрывно связан с половым партнером (конкретным или обобщенным) и напоминает о нем. В случае
Ф. фетиш приобретает более самостоятельное значение: замещая объект любви, он сам превращается в
объект влечения, запускает сексуальные фантазии девианта, делает их более яркими и менее
бесплотными. Половая активность возможна как с самим фетишем, так и с любым человеком, им
обладающим, все личностное своеобразие которого девиантом игнорируется. Отличительные черты Ф.
состоят в полной свободе действий с фетишем как безличностным объектом влечения, максимальной
независимости от партнера, нарушении коммуникативного начала любовных отношений,
принципиальной невозможности какого бы то ни было эмоционального общения. Для получения
сексуального удовлетворения прибегают к различным манипуляциям с фетишем: обонянию, осязанию,
укладыванию в постель и т. п.
Фетишисты избирательны: у каждого из них свой набор фетишей. Фактически, таковым может
стать что угодно. Чаще фетишизируются части тела (иногда какой-то особой или искалеченной формы)
лицо, руки, ноги, волосы, носы и т. д., а также любые предметы одежды, обувь. Женщины чаще
фетишизируют бороды, усы, шрамы, татуировки, тембр голоса (особенно тенор), мундиры. Особая
форма Ф. гетерохромофилия, когда сексуальным стимулом служит иной цвет кожи партнера. Иногда
фетишем может служить лишь туфля, собственноручно снятая с женской ноги. Сам процесс завладения
фетишем, преодоление трудностей усиливает наслаждение. Наблюдается совмещение Ф. с мазохизмом.
(И. А. М.)
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР (Fechner,
1801-1887) нем. физик, философ и психолог,
основатель психофизики как науки о закономерной связи физических и психических явлений друг с
другом. Разработав ряд методов косвенного измерения ощущений и удачно реализовав идею,
высказанную еще И. Гербартом, о возможности применения математики в психологии, используя ряд
найденных к тому времени психофизических закономерностей (напр., закон Вебера),
Ф. вывел
основной психофизический закон,
согласно которому интенсивность ощущения пропорциональны
логарифму величины раздражителя (см. закон Фехнера).
Вскоре обнаружились ограничения этого
закона, однако идеи Ф. о возможности измерений в психологии способствовали становлению
экспериментальной психологии и получили дальнейшее развитие в психофизических исследованиях. (Е.
Е. Соколова.)
Добавление: Поразительна широта и глубина интересов Ф. Имея биологическое образование, он
занимался математикой, а в 1834 г. стал профессором физики в Лейпцигском ун-те. В результате
исследований последовательных образов (1839-40), возникающих при наблюдении Солнца, у него
появились частичная слепота и болезненная чувствительность к свету. В 1844 г. Ф. из-за болезни
покинул ун-т и обратился к философии, где разрабатывал идеи панпсихизма (Бог как душа мира). В
своей главной работе «Элементы психофизики» (в 2-х тт., 1860) Ф. постулировал, что душа и тело
являются в действительности разными сторонами одной реальности, разработал ряд психофизических
методов,
вывел психофизический закон и, по существу, предложил проект новой науки
экспериментальной психологии, в связи с чем Ф. считается одним из основателей научной психологии.
Примерно с 1865 г. Ф. стал заниматься экспериментальной эстетикой: изучал с помощью
количественных методов привлекательность (эстетическое удовольствие от) различных геометрических
форм и пропорций; в частности, обнаружил, что испытуемые, как мужчины, так и женщины, наиболее
часто выбирают (т. н. «божественные») прямоугольники, у которых отношение меньшей стороны к
большей является близким к величине золотого сечения; (a/b) = b/(a + b), т. е. ок. 0,62 (21/34).
Ф. также провел своего рода исследование по экологической психологии,
показав, что самым
разным прямоугольным объектам в повседневном окружении людей, соответствует формат золотого
сечения (книги, бумажники, плитки шоколада, кирпичи, окна, двери, игральные карты, билеты,
|