поздравительные открытки, пряники, шкатулки и т. д.). Наконец, известно, что Ф. публиковал свои
сатирические произведения под псевдонимом «доктор Мизес». См. также Фехнера парадокс,
Фехнеровские цвета. (Б. М.)
ФЕХНЕРА ПАРАДОКС (англ. Fechner's paradox)
зрительный феномен, который возникает
при различных уровнях освещенности сетчаток левого и правого глаза: если перед одним глазом
поместить нейтральный светофильтр, то светлота объектов при бинокулярном наблюдении будет
меньше, чем при монокулярном наблюдении без светофильтра. Ф. п. объясняется особенностями
бинокулярного зрения,
вследствие которых воспринимаемая бинокулярно светлота объектов
соответствует скорее среднему арифметическому уровню освещенности левого и правого глаза, нежели
их сумме.
ФЕХНЕРОВСКИЕ ЦВЕТА (англ. Fechner's colors)
иллюзорные цвета, которые можно
наблюдать при вращении (5-20 об/с) черно-белого диска (диск Бэнхема) с концентрическими черными
дугами на белой половине круга. Цвет, в который окрашиваются дуги, определяется их расстоянием до
центра вращения диска (см. Иллюзии восприятия).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. physiological psychology)
отрасль
психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В. Вундт для обозначения
экспериментальной психологии,
которая первое время опиралась на методы и техническую базу
исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение
физиологических процессов к психическим явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма
(см. также Психофизиологическая проблема).
Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными
психическими процессами ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями.
Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об
апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.
В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая
физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее
организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология,
в которых изучаются
нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на
принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна.
Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия,
Е. Д.
Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова,
В. Д. Небылицына, И. В.
Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П.
Милнер. (А. Н. Ждан.)
Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Ф.
п.», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и
Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический»
нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более
или менее полных син. для настоящей «Ф. п.» используются термины «биологическая психология»,
«биопсихология», «психобиология», «психофизиология».
ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phyle род, племя + genesis рождение, происхождение). Термин был
введен Э. Геккелем (1866). Понятие «Ф.» обозначает постепенное изменение различных форм
органического мира в процессе эволюции.
В психологии под Ф. или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения
психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии
психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как
отражения объективного мира, Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе
эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно-
историческую теорию Л. С. Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного
развития психики человека (переход к сознанию). См. Зоопсихология, Сравнительная психология.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (нем. Philosophische Anthropologie).
В современ.
философии термин «Ф. а.» употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и
индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл
свое учение о человеке сам автор). В более узком значении так называют одно из течений г. о. нем.
философии XX в., зачинателями которого были Макс Шелер (Scheler, 1874-1928) и Гельмут Плеснер
(Plessner, 1892-1985). Наиболее известными сторонниками этого течения являются Арнольд Гелен
(1904-1976), Эрих Ротхакер (1888-1965), Ханс-Эдуард Хенгстенберг, Михаэль Ландман, швейцарский
биолог и антрополог Адольф Портман. Все эти авторы не составляют формально организованной и
|