идейно спаянной группы. Кроме разделяемого ими самоназвания, они единодушны в пиетете к имени
Шелера и задачам, которые он сформулировал. В остальном каждый из них выступает самостоятельным
философом. Начало Ф. а. устанавливается с точностью до года. В 1928 г. выходят в свет программная
статья Шелера "Положение человека в Космосе" и книга Плеснера "Ступени органического и человек.
Введение в философскую антропологию".
Значение Шелера для философии отнюдь не исчерпывается его последней прижизненной
публикацией. Шелер оставил богатое теоретическое наследие, позволяющее говорить о его вкладе в
феноменологию и персонологию, этику и аксиологию, социологию и философию религии. Известно о
его намерении написать большой труд под названием "Сущность человека, новый опыт философской
антропологии", а в программной статье, как писал Шелер, «излагаются лишь некоторые моменты,
касающиеся сущности человека в сравнении с животным и растением и особого метафизического
положения человека, и сообщается небольшая часть результатов». Перед новой Ф. а., поставлены 2
задачи: 1) определить сущность человека и основную структуру человеческого бытия и 2) показать, как
из последней «вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть,
инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные
функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность» (Шелер).
К намерению создать Ф. а. Шелера привело понимание того факта, что разные виды
антропологии (научная, философская и теологическая) существуют разобщ¸нно, а единой идеи
человека нет. Науки «скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее» и в результате «еще
никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя, как в настоящее время».
Свой вклад в эту проблематичность вносит биологическое понятие человека как одного из множества
видов животных, тогда как в «обыденном языке всех культурных народов» понятие человека, по
мнению Шелера, антагонистично понятию животного. Отсюда вытекает ближайшая задача Ф. а. дать
сущностное понятие о человеке, которое предоставляет человеку особое положение, несравнимое с
особым положением к.-л. др. рода живых существ. Эту задачу предполагалось решить путем синтеза
философии и результатов исследований в широком диапазоне наук от ботаники до зоопсихологии и
психологии человека. Для создания Ф. а. предлагались два принципа: принцип ступеней (и их
интеграции) и принцип единства жизни (единства души и живого тела).
Согласно первому, человек «соединяет в себе все сущностные ступени наличного бытия вообще,
а в особенности жизни». В этом принципе угадывается родство и со старой идеей алхимиков о
человеке как микрокосме, и с идеей об эволюционном развитии форм жизни. Второй принцип
определенно имеет антидекартовскую направленность на преодоление кажущейся противоположности
души и тела. Руководствуясь данными принципами, Шелер наметил оригинальную концепцию
биопсихической эволюции, в которой выделены пять ступеней: чувственный порыв (у человека
влечения и аффекты), инстинкт, ассоциативная память, практический интеллект и дух (теоретический и
практический разум примерно в кантовском смысле). Самая нижняя ступень психического
приписывается всему живому, включая и растения. Привести убедительные доказательства в пользу
биопсихизма Шелер не в состоянии, но принять биопсихизм его заставляет принцип единства живого
тела и души. Этот шаг логически завершается в определении: «живые существа суть не только
предметы для внешних наблюдателей, но и обладают для себя- и внутри-себя-бытием, в котором они
являются сами себе».
Искомое особое положение человека обеспечивается пятой ступенью, т. е. духом. В сферу духа
входит и личность его деятельный центр. Соединение 5 ступеней составляет структуру бытия
человека, причем главным ее свойством является данность человека самому себе. В принципе к такому
же выводу, хотя и совершенно др. путем, приходит и второй основоположник Ф. а.
Одну из главных своих задач Плеснер видел в разработке понятийного аппарата для
герменевтического описания «сферы существования» человека. Для ее описания «подходит
первоначально тот язык, на котором наивно говорит человек, в то время как весь научный аппарат
отдаляет от нее». Человек в этой сфере рассматривается «не как объект науки, не как субъект своего
сознания, но как объект и субъект своей жизни, т. е. так, как он сам для себя есть предмет и центр». Как
и Шелер, Плеснер не довольствуется сферой существования человека, она ставится в ряд с двумя др.
ступенями жизни растения и животного. Более того, приняв принцип ступеней, он категорично
заявил, что Ф. а. как теория наук о духе должна опираться на науку о сущностных формах живого
существования. Характеристики ступеней живого даются Плеснером с помощью абстрактной
квазитопологической терминологии, которая оставляет нередко впечатление искусственности и
априорности. Фундаментальное свойство живого существа, описываемое как единство внешнего и
|