Ф. о. а. приводит к неправильным, неадекватным атрибуциям.
Термин введен Л. Россом в работе
«Интуитивный психолог и его несовершенства: искажения в процессе атрибуции» (1977). Л. Росс и Р.
Нисбетт выделяют в Ф. о. а. 2 стороны: чрезмерный диспозиционизм и недостаточно развитый
ситуационизм.
Ф. о. а. может проявляться в разных формах, при этом наиболее экстремальный вариант тот,
когда люди с легкостью относят поведение на счет личностных черт, опираясь на данные, которые
допускают его интерпретацию исключительно на основании ситуационных факторов или всего лишь
позволяют считать, что данная диспозиция проявляется в определенного рода ситуациях.
Имеются данные о культурных, социальных и половых различиях в атрибуции (напр., индийцы
более, чем американцы, склонны интерпретировать события в ситуационных факторах; люди с более
высоким социально-экономическим статусом склонны видеть в своем положении результат
собственных усилий, а люди с менее высоким статусом действие внешних факторов и пр.), что
ставит под сомнение универсальность Ф. о. а. (И. А. Мещерякова.)
ФУНКЦИОНАЛИЗМ (англ. functionalism) методологическая ориентация (и научный подход)
на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда
противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или
онтологического примата функции над структурой и развитием. В логическом смысле примат функции
выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным
условием для понимания и объяснения структуры и развития. Прототипами высказываний в духе Ф.
могут служить след.: «Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию нельзя судить о назначении
штопора на основании одних лишь его физических свойств» (Я. Сентаготаи, М. Арбиб); «структурные
свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах
коммуникации» (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием
выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и
развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии
легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип.
В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: «У развивающегося объекта вначале
изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект» (Е. И. Исенина); «главное
внимание необходимо уделять функции речи ребенка тому, зачем и для чего она возникает, т. к.
именно назначение речи делает необходимым ее появление» (М. И. Лисина) и т. д.
Общий анализ методологии исследований Л. С. Выготского позволяет утверждать, что он не был
ни функционалистом, ни структуралистом в каком-то узком смысле. Его методология наиболее
адекватно м. б. квалифицирована как настоящий (не конъюнктурный) системный подход,
ориентированный на понимание целостности объекта, выявление многообразных связей между
структурой, функцией и генезисом, сведение разных представлений объекта изучения в единую
теоретическую картину. Выготский был одним из первых психологов, кто оригинально, систематически
и содержательно использовал понятия «функциональная система»,
«структура функций»,
«межфункциональные связи», «функциональное развитие» и т. п. (Б. М.)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (англ. functional autonomy) термин Гордона Олпорта
(1937), обозначающий то же, что А. Н. Леонтьев
называл «сдвиг мотива на цель» (см. Мотив),
т. е.
процесс превращения первоначально внешне мотивированного действия (поведения), выполняемого
ради достижения к.-л. подкрепления, во внутренне мотивированное. (Б. М.)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. functional psychology)
направление в
психологии США конца XIX нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования
функции психических процессов, сознания в поведении,
в приспособлении (адаптации)
к среде, к
практическим ситуациям. Син. функционализм (в психологии). Корни Ф. п. уходят в эволюционное
учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У. Джемса о
биологической полезности психики,
о сознании как психической функции, имеющей жизненную
ценность. Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), в
которой подчеркивалось органичное единство сенсорных, центральных и моторных звеньев
рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде (см. Инструментализм).
Наиболее последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д.
Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс) школ.
В противоположность структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер),
задачей которой было
изучение структуры и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его
функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению
|