переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоциональному контакту врача
и пациента «перенесению» (трансфер). Травматогенный, но неосознаваемый конфликт вновь
переживается пациентом, но в ослабленной форме, доступной для рационального анализа. Цель
психоаналитической терапии переключение влечения с инфантильно неприемлемого объекта на
социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных
ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных
образов и желаний, вскрытия их символического значения.
В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм,
представители которого (К. Хорни,
Г. Салливен, Э.
Фромм, Э. Эриксон) пытались преодолеть пансексуалистическую тенденцию Ф. В качестве механизмов
развития личности были объявлены: ощущение тревоги «коренная тревога» и стремление к ее
преодолению (Хорни); «межличностное поле» (Салливен) и стремление избавиться от переживания
одиночества «бегство от свободы» (Фромм). Однако все эти разнородные механизмы «социальной»
детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально
действующие. В неофрейдизме также проявляется антагонизм между личностью и ее социальным
окружение.
ФРЕЙМ см. Семантические сети.
ФРЕНОЛОГИЯ (англ. phrenology;
от греч. phren ум, разум) ложная теория об
однозначной
связи между формой черепа и личностными (умственными и характерологическими)
свойствами человека; одна из донаучных попыток узкой локализации «способностей» (т. е. психических
функций и свойств) в коре головного мозга (см. Локализация высших психических функций).
Основателями Ф. (в нач. XIX в.) были вполне уважаемые ученые
Франц Галль (1758-1828) и
Каспар Шпуртцхайм (1776-1832); они составили классификацию психических «способностей» (по
мнению Галля, существует 27 способностей, Шпуртцхайм прибавил к ним еще 8). Примечательно, что
Англ. френологическое общество прекратило свое существование лишь в 1967 г. Галль относил к
способностям, напр., такие качества, как стяжательство, гордость, скрытность, почитание,
решительность, надежду и родительскую любовь. При всей спекулятивности и мифологичности Ф.
общая идея о связи психики с корой больших полушарий была верной. (Б. М.)
ФРОММ ЭРИХ (Fromm, 1900-1980) нем.-амер. психолог и философ, создатель
«гуманистического психоанализа».
В отличие от биологизаторской позиции Фрейда,
Ф. в понимании
причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при
этом большое влияние на Ф. оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества Ф.
противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ
Ф. 2 способов существования человека («иметь» и «быть»), проблемы человеческой свободы и ее видов
(«свобода от» и «свобода для»), проблем т. н. «социального» (т. е. «типичного» для той или иной эпохи
или культуры) характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям
общества (напр. «рыночный характер» и др.), а также исследования проблемы отчуждения человека от
общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Ф. считал любовь
в широком смысле слова. Разработанные Ф. приемы «гуманистического психоанализа» призваны
ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество. См.
также Фрейдизм. (Е. Е. Соколова.)
ФРОТТАЖ см. Половые извращения.
ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio
обман, тщетное ожидание)
психическое состояние,
вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
Состояние Ф. сопровождается
различными
отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,
отчаянием и др. Ф.
возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на
непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации
деятельности и снижению ее эффективности.
Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей
личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное
действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом,
неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт
поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.
См. Аффект
неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ (англ.
fundamental attribution error)
тенденция придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать
ситуационные влияния при описании людей и их поведения, а также интерпретации причин поведения.
|