Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс
применил к анализу явлений памяти, а Блондель аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием
идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития
мышления ребенка. (А. Н. Ждан.)
ФРЕЙД ЗИГМУНД (Freud, 1856-1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог,
создатель психоанализа.
Первые работы Ф. были исследованиями по анатомии и физиологии н. с. С
1880-х гг. Ф. занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в
1890-х гг. ряд работ о психогенном происхождении истерии и ее лечении с помощью гипноза.
Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых от сознания больных
(вытесненных в бессознательное)
аффективных следов травматических событий их жизни (см.
Аффекты). Впоследствии Ф. отказывается от гипноза и разрабатывает собственно психоаналитический
способ лечения больных. Он заключается в анализе по определенным правилам спонтанно
возникающих у больного ассоциаций по поводу к.-л. элемента его душевной жизни (метод свободных
ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок,
забывания и т. п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин
этих явлений и доведения этих причин до сознания больного. Результатом обобщения
психоаналитических исследований Ф. этого периода явились опубликованные в нач. XX в.
классические работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901),
«Остроумие
и его отношение к бессознательному» (1905) и др., в которых Ф. дает первую схему
строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное.
Причинами многих неврозов у пациентов Ф. в то время были различные сексуальные проблемы,
поэтому Ф. обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие
сексуальности человека Ф. ставит в центр всего психического развития человека («Три очерка по
теории сексуальности», 1905) и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как
искусство («Леонардо да Винчи», 1913), особенности психологии первобытных народов («Тотем и
табу», 1913) и др. Однозначный пансексуализм Ф. отталкивает от него ряд его ближайших учеников
(А. Адлер, К. Г. Юнг и др.), которые создают свои собственные психоаналитические концепции. После
1920-х гг. Ф. разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях («По
ту сторону принципа удовольствия», 1920), выделяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти»,
предлагает новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространяет идеи психоанализа на
понимание практически всех сторон общественной жизни.
Психоанализ Ф. оказал существенное влияние на развитие психологической науки и
психотерапии, а также на философию, литературу, искусство XX в. См. также Комплекс Эдипа,
Неофрейдизм, Фрейдизм, Цензура. (Е. Е. Соколова.)
ФРЕЙДИЗМ (англ. Freudianism)
психологическое и философское учение о личности
человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра З. Фрейда;
включает в
себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в
признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения:
сексуальное и агрессивное. Т. к. удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со
стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного,
и проявляются в
реальной жизни в виде символов. Последними м. б. как простейшие действия, оговорки, так и
произведения человеческой культуры, искусства.
Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из след. инстанций: Оно (Id), Я (Ego) и
Сверх-Я (Super-Ego). Оно содержит биологические влечения, требующие непосредственного
удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх-Я «цензорным» компонентом личности (см.
Цензура).
Сверх-Я складывается из интернализированных в ходе социализации индивида социальных
нормативов и ценностей.
Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я,
функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов
защиты (см. Защита психологическая):
вытеснения, проекции, регрессии, сублимации и др. При
недостаточности мер защиты возникает невроз,
в основе которого лежат, по мнению Фрейда,
психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными
влечениями ребенка к родителю против. пола (комплекс Эдипа или Электры).
Разнообразные невротические симптомы символические формы этих вытесненных или
недостаточно сублимированных инфантильных сексуальных влечений. Теория лечения неврозов (см.
Психоанализ)
предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных
|