Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к
определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию.
Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка: разрабатываются методы их
диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном
возрасте. См. также Психогенетика, Психодиагностика, Теория развития восприятия путем
формирования перцептивных действий, Тесты способностей.
ФОТОПСИИ, ФОТИЗМЫ (от греч. phos свет + opsis зрение) субъективные световые
явления (ощущения), не имеющие характера определенных фигур или объектов. Обычно это
мелькающие пятна, искры, световые зигзаги и др. Ф. обусловлены действием либо механических, либо
токсических раздражений зрительного анализатора. См. Образ, Психосенсорные расстройства.
ФОТОРЕЦЕПТОРЫ (от греч. phos
свет + лат. receptor принимающий) рецепторы,
которые производят трансформацию световой энергии в нервные сигналы (см. Рецепция);
у человека
это палочки (П.) и колбочки (К.), находящиеся в сетчатке глаза. Ф. составляют 1-й периферический
нейрон оптического афферентного пути. Ф. поглощают световые раздражения с помощью
фотохимических процессов в зрительных пигментах, находящихся в их наружных члениках. П. тоньше
К. (диаметр их наружных члеников ок. 2 мкм), но длиннее их (ок. 60 мкм). П. более многочисленны (в
сетчатке глаза человека их ок. 120 млн), расположены они наиболее плотно в периферических отделах
сетчатки. П. являются аппаратом сумеречного (мезопического) и ночного (скотопического) зрения.
К. короче П. (ок. 35 мкм) и на периферии сетчатки имеют большой диаметр (ок. 6-7 мкм);
наиболее плотно они располагаются в центральных отделах сетчатки и являются аппаратами дневного
зрения. Общее количество их в сетчатке ок. 7 млн. В центре сетчатки имеются только К., но они здесь
значительно тоньше и имеют диаметр наружных члеников от 1 до 1,5 мкм. См. также Цветовое зрение.
ФРАНКЛ ВИКТОР (Frankl, р. 1905) амер. психолог и психиатр. Пройдя школу психоанализа,
Ф. критически пересматривает его постулаты и приходит к выводу, что основная движущая сила
развития личности
стремление к смыслу,
отсутствие которого порождает «экзистенциальный
вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. Цель
психотерапевта помочь пациенту обрести смысл своего существования, что м. б. сделано при
условии активного включения человека в многообразный поток жизни. Эти идеи, получившие
эмпирическое подтверждение в собственной клинической практике Ф., а также в опыте выживания
людей в условиях нем. концлагерей, в которых Ф. несколько лет находился в качестве заключенного во
время Второй мировой войны, воплотились впоследствии в концепции логотерапии,
ставшей в
настоящее время одним из самых влиятельных и перспективных направлений психотерапии.
Многие
идеи Ф. (в частности, о путях обретения человеком смысла жизни) сближают его концепцию с идеями
деятельностного подхода в психологии. (Д. А. Леонтьев.)
ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (англ. French sociological school)
социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к
психике человека. Выдвинута Э. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом,
Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала:
индивидуальное, его основой является организм, и социальное, которое формируется обществом.
Общество это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над
ними и служит источником всех высших ценностей. Общество это совокупность коллективных
представлений
общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных
норм и обычаев. Процесс «внедрения» коллективных представлений в индивидуальное сознание
толкуется как чисто духовный речевой процесс взаимодействия сознаний.
Леви-Брюль, опираясь на идею Дюркгейма о социальной обусловленности сознания,
выдвинул
учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом.
Оба типа сосуществуют на всех
ступенях развития общества, но у людей первобытного
общества пралогическое мышление
преобладает. Эти типы различаются как по содержанию (которым м. б. реальная объективная
действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике (мышление,
подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление, нечувствительное к
противоречиям, подчиняющееся закону партиципации
сопричастности). В настоящее время фр.
антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Ф. с. ш., доказывает несостоятельность попыток
противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в
мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой
бинарные
оппозиции (черноебелое, доброезлое и т. п.), над которым надстраиваются исторически
изменчивые уровни мышления.
|