интеллектуальных.
Согласно взглядам Ж. Пиаже,
Ф. о. характеризуют стадию интеллектуального
развития современного человека, которую он достигает в подростковом возрасте (от 11-12 до 14-15
лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции 2-го
порядка.
Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им
гипотезы.
Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия (см.
Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с
действительностью. Такой способ рассуждения называется гипотетико-дедуктивным (см. Дедукция).
На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому
подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у
него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения
и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать
правильность рассуждения независимо от содержания посылок.
Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к
комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие
этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из
проявлений возможного. Подросток составляет не только комбинации объектов, но и комбинации
высказываний, предложений, что порождает новую логику логику предложений или
пропозициональную логику. Пропозициональные операции
это установление отношений между
предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать
ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.
Др. особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной
структуры мышления (группы INRC) и реципрокности (обратимости) (см. Группировка).
На уровне
конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в области
классификации, реципрокность сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и
реципрокностей в новую систему операций INRC, где I операция идентичности, N операция
отрицания, R операция реципрокности, C
отрицание реципрокности, или операция
коррелятивности. Многие процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр.,
гидравлический пресс, относительное движение и др.).
На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы,
определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.
С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности.
По его
мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой
программы требует развития гипотетико-дедуктивного мышления. (Л. Ф. Обухова.)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ (англ. shaping of behavior)
понятие из концепции Б.
Скиннера, обозначающее постепенное построение нужного оперантного поведения путем подкрепления
соответствующих ему элементов (реакций). (Б. М.)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ (англ. reaction formation)
сомнительный неологизм,
появившийся в некоторых недавних переводах психологических трудов (с англ. на рус.) вместо термина
реактивное образование.
См. Защита психологическая.
Неудачность этого перевода связана еще и с
опасностью путаницы с близким (по форме) термином формирование поведения. (Б. М.)
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability formation).
Способности
психические
свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или
нескольких видов деятельности.
Общепринято в отечественной психологии считать способности
прижизненно складывающимися психическими свойствами индивида. Ф. с. происходит на основе
врожденных задатков способностей.
Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является
дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов и др.), задатки специфичны по
отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться
на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны
по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе
усвоения (присвоения) социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов
деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний,
умений и навыков это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах
обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача
перехода к прямому Ф. с., созданию «педагогики способностей». Трудность ее решения состоит в
отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их
формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А.
|