Navigation bar
  Print document Start Previous page
 533 of 640 
Next page End  

самом точном — слова есть орудия». То же и символы:
«Они суть органы нашего общения с
реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего
сознания. Изображением мы видим реальность, а именем — слышим ее; символы — это отверстия,
пробитые в нашей субъективности». Символы, согласно Ф., представляют собой наглядное единство,
совмещающее в себе осмысленность вещей и овеществленность смыслов. Без такой «третьей» вещи, как
символ, деятельность человека может расколоться на 2 непересекающиеся: деятельность осмысливания
и деятельность реализации, что слишком часто и происходит. Культура должна преодолеть имеющееся
в настоящее время разделение «смысла и реальности, духа и плоти, истины и силы на два царства:
царство субъективных истин и царство не-истинных объективностей». (См. также Кассирер Э.,
Психология искусства, Сон.)
Ф. развивал идею органопроекции (см. Капп Э.)
— создание человеком орудий по образцу и
подобию его собственных анатомических органов и органов-действий (функциональных органов в
терминологии А. А. Ухтомского). В 1937 г. Ф. был расстрелян. (В. П. Зинченко.)
ФОБИИ (от греч. phobos
страх) —
навязчивые состояния страха. Разновидности Ф.:
навязчивый страх покраснеть (эритрофобия, см. Каспера симптом),
страх пребывания на открытых
местах (агорафобия),
боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия),
страх смерти (танатофобия) и
др. Ф. бывают при неврозах и
психопатиях,
у психастеников, а также при различных психозах с
эмоциональными расстройствами (депрессивные состояния, шизофрения и др.). См. Синдромы
психопатологические.
ФОКУС-ГРУППА — см. Метод «фокус-групп».
ФОЛК-ПСИХОЛОГИЯ (англ. folk psychology
букв.: народная психология) — житейская
(обыденная, ненаучная) психология, к которой относят широко распространенные психологические
термины (понятия) и объяснения психических явлений, поведения, личностных качеств. Часть Ф. п. —
имплицитная теория личности. (Б. М.)
ФОН (от греч. phone голос, звук) единица субъективной шкалы громкости звуков. Для
тона 1000 Гц эта единица численно равна уровню звукового давления. Для остальных частот громкость
звуков в фонах определяется методом субъективного сравнения.
ФОНЕМА (от греч. phonema голос, звук) совокупность определенных признаков звука
речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от др. фонем.
Ф. — это различительная единица звукового строя языка.
Акустический образ Ф. возникает как
обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и
обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке
противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д.
Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются
благодаря пониманию слов, различению их лексических значений. См. Категориальность восприятия.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (англ. phonemic hearing)
— способность человека к анализу и
синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит
слухоречевой зоне коры больших полушарий головного мозга, расположенной в задней трети верхней
височной извилины левого полушария (Вернике центр).
Ее поражение или недоразвитие ведет к
неспособности человека различать звуки речи (к сенсорной афазии или алалии).
Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи
окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом.
Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем
и их закрепления в памяти.
Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение детьми
отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм Ф. с.
существенно перестраивается при овладении чтением и письмом — в процессе разложения слов на
составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-
буквенных образов слов. При овладении др. языком развивается Ф. с. не только к речевым звукам
изучаемого языка, но и к родной речи. См. Нейролингвистика, Развитие речи детей.
ФОНЕТИКА (англ. phonetics)
раздел языкознания (лингвистики), изучающий способы
образования (произнесения) звуков речи и их акустические характеристики.
ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА см. Динамические характеристики
психических процессов, Свойства индивидуальности, Темперамент.
ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ (англ. formal operations)
— один из типов операций
Hosted by uCoz