особенности биологизма Гелена и его конкретные плоды для человекознания. Конструктивная оценка
философии Гелена должна поставить вопрос: что нового он внес в саму биологическую т. зр. на
человека и что нового достиг с ее помощью? Своеобразие и непривычность биологизма Гелена факт
несомненный: в нем нет и намека на преувеличение роли инстинктов и биологических влечений в
человеческой жизни, человек не редуцируется до условно-рефлекторного механизма, психические
явления не объявляются эпифеноменами, человеческое общество не сравнивается со стадом павианов,
стаей волков, колонией термитов. Напротив, человек, культура и общество относятся Геленом к
уникальным в мире явлениям, но с навязчивой настойчивостью к этим явлениям везде добавляется
эпитет "биологический". Тут не просто злоупотребление, скорее имеет место подмена понятий, которая
порождает кричащие противоречия между фактическим материалом и его интерпретацией. Одно
очевидно, этот биологизм, как и биологизм Бергсона и Ортеги-и-Гассета, далек от редукционизма.
Ландман и Портман (вопреки Гелену) смотрят на духовно-культурные явления не как на
вторичные, производные от телесных свойств и призванные лишь компенсировать недостатки уже
готовой физической природы человека. Портман в работе "Биология и дух" доказывал, что
человеческое тело несет на себе печать духовности. Чтобы объяснить образование человеческого тела,
необходимо допустить действие духовного фактора: «Дух то, что формирует тело!», пишет
Ландман, причем речь идет об объективном духе, который «всегда выступает в качестве предпосылки
субъективного, последний же представляет собой лишь пункт конденсации и обнаружения первого».
Идея о том, что человек творит культуру и
одновременно сам изменяется, становясь тем самым и ее
творением, является общим достоянием культурно-философской антропологии и марксистской
философии.
С нач. 1960-х гг. под влиянием идей Ф. а. в ФРГ зарождается педагогическое направление
исследований, именуемое либо "педагогической антропологией", либо "антропологической
педагогикой". Кроме того, эти исследования получили распространение в Австрии, Нидерландах,
Швейцарии и Японии. В двухтомной "Педагогической антропологии" Генриха Рота (Roth, 1966-1971)
утверждается, что эта дисциплина является «интегративной наукой, которая охватывает все науки о
человеке под углом зрения воспитания», ее задачи «исследование человека с т. зр. его
самоосуществления под воздействием воспитания и его совершенствования» и создание единой теории
человека как «человека воспитуемого» (homo educandus). В "Антропологической педагогике" Отто
Фридриха Больнова (Bollnow, 1983) проводится анализ педагогических проблем с помощью понятий,
разработанных Плеснером, и делается попытка создать "герменевтику воспитания".
В заключение приведем вполне обоснованную оценку Ф. а., высказанную автором ряда
критических исследований Б. Т. Григорьяном (1978): «Сегодня, судя по тому, что сделано
представителями Ф. а... можно сказать, что программа, выдвинутая Шелером, оказалась
невыполненной. Ф. а., несмотря на некоторые научные и теоретические находки, не смогла стать
целостным учением о человеке. Более того, она вылилась в отдельные философски осмысленные
региональные антропологии биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др.,
которые... обнаружили существенные различия как в методах исследования, так и в понимании
характера и назначения самой Ф. а.». Однако такая оценка не препятствует рекомендации Ф. а.
(Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 1995) в качестве гуманистической мировоззренческой основы для
педагогической деятельности. (Б. М.)
ФИЛЬТР ЧАСТОТ (англ. frequency filter)
устройство, ослабляющее в сигнале определенные
диапазоны частот; фильтр низких частот (англ. low frequency filter)
ослабляет высокие частоты и
пропускает низкие, тогда как фильтр высоких частот (англ. high frequency filter)
ослабляет низкие
частоты и пропускает высокие; полосовой фильтр (англ. band-pass filter)
пропускает ограниченную
полосу частот без ослабления. Ф. ч. м. б. акустические, световые, электрические (напр., фильтр канала
электроэнцефалографа) и др. См. Спектрометрия. (Б. М.)
ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ см. Садизм.
ФЛЕГМАТИК см. Темперамент.
ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1937) религиозный философ, ученый
энциклопедист, многие труды которого имеют важное значение для психологии, в особенности
культурно-исторической. Ф. развивал орудийный подход к культуре.
Помимо машин и инструментов «есть и др. род орудий, наименее материальных, ВОЗДУШНЫХ,
если выразиться точно и буквально, однако ничуть не менее могучих; это суть СЛОВА в
особенности оформленные технически понятия и термины. Слово "воздушное ничто" есть, однако,
орудие мысли, без коего мысль не раскрывается и не осуществляется. Не в переносном смысле, а в
|