долгий, чем у животного, однако эти недостатки имеют позитивные стороны: «беспомощное существо
делает как себя самое, так и мир темой опыта, открытия и овладения». В поисках признаков
человечности ниже уровня "рассудка" философ увлеченно анализирует конкретные эмпирические
данные о восприятии, движениях и сенсомоторных схемах. Под понятие разгрузки подводятся очень
разные явления, в т. ч. изготовление и использование орудий деятельности, планирование деятельности
в символической форме и т. д. В этом смысле "разгрузка" означает, что центр тяжести человеческого
поведения все больше перемещается на "высшие функции", но сущность человека составляют не они, а
первичные биологические недостатки. Гелен, т. о., подвел теоретическую базу под утверждение Руссо о
том, что размышляющий человек просто испорченное животное.
Действия связаны с побуждениями (потребностями, интересами, желаниями и т. п.) не прямо, а
через сферу образов, иллюстрирующих ситуации исполнения желаний, и процессы мышления, которые
"вращаются" вокруг тех же образов. Задержка действия приводит к возрастанию давления побуждений
на сферу образов и мышления («голодному мерещатся яства, а тщеславному ордена»). Человек в
состоянии сдерживать актуальные побуждения, размыкая их связь с действием и откладывая
удовлетворение на будущее. «Т. к. всякое побуждение осознанно, оно уже поэтому является предметом
возможной оценки. Всякая потребность без исключения, даже голод, может отвергаться, тормозиться».
Социокультурные феномены получают у Гелена биоантропологическую характеристику.
Культура, духовная и материальная (в субстанциональном смысле), восполняет биологическую
"недостаточность" человека, делая его жизнеспособным. Культура это "вторая природа", она
занимает то место, которое у животных занимает природная среда. «Культура природа,
преобразованная действующим человеком». Ее можно сравнить со встроенным в окружающий мир
гнездом. Это жизненно важно для человека, который не обладает свойственной животному
приспособляемостью к миру. Культура примитивных народов заключается в оружии, орудиях труда,
хижинах, домашних животных, садовых участках и т. д., которые суть не что иное, как облагороженная,
измененная, переработанная природа. Под понятие "вновь образованная природа" подпадают также
семья и брак, обычаи, мифологические и т. п. интерпретации мира. Человек, обделенный инстинктами,
подвержен множеству соблазнов и своевольных устремлений, в силу чего природный человек имеет
склонность к хаосу и вырождению. Мораль, законы и общественные учреждения выступают как
средства для установления в обществе порядка и дисциплинирования человека. «Ведь если учреждения
к.-л. народа уничтожаются, то освобождается вся первобытная неустойчивость, склонность к
вырождению и хаос индивида».
В человеческой истории Гелен выделяет 3 культурные эпохи: охотничью, земледельческую и
индустриальную, начавшуюся ок. 200 лет назад и открывшую новую главу в истории. Гелен возражает
против пессимистических "теорий распада" культуры (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Вопрос о
переходе от капитализма к социализму, с его т. зр., однозначного ответа не имеет. «Живем ли мы в
эпоху социализма или капитализма? На эти вопросы можно дать любой ответ, потому что каждый ответ
верен. Если в обществе, где классические революционные положения Готской программы выполнены
на 80-100% и в котором жизненный уровень низших классов повышается, а богатые тоже становятся
все богаче то как надо такое общество называть?».
В более узком смысле культура призвана удовлетворять потребность человека в стабильности
мира и равномерности хода событий. Стремление к обеспечению стабильности усматривается и в
магических обрядах, и в создании разнообразных технических устройств, и в социальных институтах.
Гелен различал 3 функции техники: функцию дополнения отсутствующих у человека органов, функцию
усиления их и функцию разгрузки. Поэтому он говорит о технике дополнения, технике усиления и
технике разгрузки. Техникой усиления является не только каменный топор в руке первобытного
человека, но и технические средства типа микроскопа и телефона. Все они усиливают природные
возможности человека. Техника разгрузки предназначена для полного высвобождения человека от
необходимости выполнять самому определенную работу. Напр., изобретение книгопечатания сделало
ненужным труд переписчиков. Правомерность антропологического подхода к технике обосновывается
тем, что техника относится к самой сущности человека. «Мир техники это, так сказать, "большой
человек": остроумный и хитроумный, способствующий жизни и разрушающий ее, с тем же
преломленным отношением к самобытной природе. Техника, как и человек, "природно-
искусственна"».
Т. о., Гелен без всякой маскировки и двусмысленности защищает биологическую т. зр. на
человека и человеческий мир. В этом заключается методологическая позиция его философии. Обвинять
его в биологизме все равно что обвинять марксиста в том, что он марксист. Полезнее выяснить
|