Navigation bar
  Print document Start Previous page
 548 of 640 
Next page End  

(Бахтин). Учет подобных характеристик позволяет придать Х. еще одно
— энергийное измерение.
Самый очевидный пример — сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени.
В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное
во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его
формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос: взрывным образом преодолевается
покой и запускается время; след. фаза больше ориентирована на преодоление пространства. Потом
неизбежна пауза, представляющая собой активный покой — дление, место
свободного выбора след.
шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором
содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими.
Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения. (Н. А. Бернштейн, Н. Д. Гордеева.)
Конечно, возникновение точек «абсолютной временной интенсивности» непредсказуемо, как
непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство,
время, смысл и энергия. Японский поэт Бас¸ писал, что красота возникает, когда сходятся пространство
и время. И. Бродский писал: «И географии примесь к времени есть судьба». Люди говорят проще:
нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Но можно оказаться в такой точке и не заметить ее,
пропустить мгновение. Не случайно М. Цветаева воскликнула: «Моя душа мгновений след», а не всей
жизни. Не каждое мгновение, не каждый час является Часом Души.
С. Дали в картине «Упорство памяти» дал свое видение Х. и спустя 20 лет проинтерпретировал
его: «Мои растекшиеся часы — это не только фантастический образ мира; в этих плавленых сырах
заключена высшая формула пространства-времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда
я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы
точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая,
растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов —
искорки, запускающие мотор мирозданья». Подобное соединение духа с мотором встречается у О.
Мандельштама: «трансцендентальный привод», «дуговая растяжка», «зарядка бытия». Близка и
«эйдетическая энергия» Аристотеля.
Значение духовной энергии в человеческой жизни более
очевидно, чем возникновение и природа духовных порывов, превращающихся в жизненный текст или в
текст великих произведений искусства, научных открытий. А. Белый писал, что «в течение времени
отражается туманная Вечность». Лишь поднявшись над потоком времени человек может, если не-
познать,
то хотя бы со-знать (термины Белого) Вечность или сковать время, т. е. превратить его в
пространство, держать его при помощи мысли (Мамардашвили). Занимая такую позицию наблюдения,
глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса,
его посещает откровение,
озарение, интуиция, инсайт,
сатори (японский эквивалент озарения) и т. п. У него возникает новое
представление о Вселенной,
точнее, — он создает новую Вселенную: микрокосм становится
макрокосмом.
Подобным описаниям в искусстве и в науке нет числа. Психология пока проходит мимо них.
Существует глубокая аналогия между многочисленными образами фиксированной точки
интенсивности, где сходятся, сливаются, пересекаются пространство, время и смысл (т. е. точки Х.), и
современными гипотезами о происхождении Вселенной. Суть их состоит в том, что в некую
миллиардную долю секунды после Большого Взрыва образовался конформный пространственно
временной интервал (интервал Минковского или Х. Ухтомского). Интервал сохранял световой конус,
что и привело к рождению Вселенной и ее вещества. Буквально тоже самое происходит при
молниеносном озарении пониманием, вызывающим бурный прилив духовной энергии, создающим свой
световой конус, рождающим собственную Вселенную. Последняя может содержать в себе множество
миров, которые в разной степени осознаются, объективируются, выражаются вовне (см. Семиосфера).
Особая работа — овладение ими. «Я — создатель миров моих» (Мандельштам). Подобная
неразличимость поэтических и космологических метафор должна послужить примером для психологии
и побудить ее смелее обращаться к искусству и начать преодолевать свой избыточный комплекс
объективизма, приобретенный в эпоху ее становления как естественной науки. Ухтомский резонно
сказал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. (В. П. Зинченко.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (англ. artistic representations)
— (в широком
смысле) всякие идеи людей о сущности и назначении искусства, более общего содержания, нежели
интерпретация и оценка конкретных произведений. Х. п. следует отличать от эстетических
представлений, которые связаны с оценкой любых объектов и явлений действительности по законам
красоты. По отношению к отдельным видам художественной деятельности употребляются термины:
общие представления об изобразительном искусстве, общие музыкальные представления, общие
Hosted by uCoz