(Бахтин). Учет подобных характеристик позволяет придать Х. еще одно
энергийное измерение.
Самый очевидный пример сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени.
В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное
во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его
формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос: взрывным образом преодолевается
покой и запускается время; след. фаза больше ориентирована на преодоление пространства. Потом
неизбежна пауза, представляющая собой активный покой дление, место
свободного выбора след.
шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором
содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими.
Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения. (Н. А. Бернштейн, Н. Д. Гордеева.)
Конечно, возникновение точек «абсолютной временной интенсивности» непредсказуемо, как
непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство,
время, смысл и энергия. Японский поэт Бас¸ писал, что красота возникает, когда сходятся пространство
и время. И. Бродский писал: «И географии примесь к времени есть судьба». Люди говорят проще:
нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Но можно оказаться в такой точке и не заметить ее,
пропустить мгновение. Не случайно М. Цветаева воскликнула: «Моя душа мгновений след», а не всей
жизни. Не каждое мгновение, не каждый час является Часом Души.
С. Дали в картине «Упорство памяти» дал свое видение Х. и спустя 20 лет проинтерпретировал
его: «Мои растекшиеся часы это не только фантастический образ мира; в этих плавленых сырах
заключена высшая формула пространства-времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда
я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы
точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая,
растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов
искорки, запускающие мотор мирозданья». Подобное соединение духа с мотором встречается у О.
Мандельштама: «трансцендентальный привод», «дуговая растяжка», «зарядка бытия». Близка и
«эйдетическая энергия» Аристотеля.
Значение духовной энергии в человеческой жизни более
очевидно, чем возникновение и природа духовных порывов, превращающихся в жизненный текст или в
текст великих произведений искусства, научных открытий. А. Белый писал, что «в течение времени
отражается туманная Вечность». Лишь поднявшись над потоком времени человек может, если не-
познать,
то хотя бы со-знать (термины Белого) Вечность или сковать время, т. е. превратить его в
пространство, держать его при помощи мысли (Мамардашвили). Занимая такую позицию наблюдения,
глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса,
его посещает откровение,
озарение, интуиция, инсайт,
сатори (японский эквивалент озарения) и т. п. У него возникает новое
представление о Вселенной,
точнее, он создает новую Вселенную: микрокосм становится
макрокосмом.
Подобным описаниям в искусстве и в науке нет числа. Психология пока проходит мимо них.
Существует глубокая аналогия между многочисленными образами фиксированной точки
интенсивности, где сходятся, сливаются, пересекаются пространство, время и смысл (т. е. точки Х.), и
современными гипотезами о происхождении Вселенной. Суть их состоит в том, что в некую
миллиардную долю секунды после Большого Взрыва образовался конформный пространственно
временной интервал (интервал Минковского или Х. Ухтомского). Интервал сохранял световой конус,
что и привело к рождению Вселенной и ее вещества. Буквально тоже самое происходит при
молниеносном озарении пониманием, вызывающим бурный прилив духовной энергии, создающим свой
световой конус, рождающим собственную Вселенную. Последняя может содержать в себе множество
миров, которые в разной степени осознаются, объективируются, выражаются вовне (см. Семиосфера).
Особая работа овладение ими. «Я создатель миров моих» (Мандельштам). Подобная
неразличимость поэтических и космологических метафор должна послужить примером для психологии
и побудить ее смелее обращаться к искусству и начать преодолевать свой избыточный комплекс
объективизма, приобретенный в эпоху ее становления как естественной науки. Ухтомский резонно
сказал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. (В. П. Зинченко.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (англ. artistic representations)
(в широком
смысле) всякие идеи людей о сущности и назначении искусства, более общего содержания, нежели
интерпретация и оценка конкретных произведений. Х. п. следует отличать от эстетических
представлений, которые связаны с оценкой любых объектов и явлений действительности по законам
красоты. По отношению к отдельным видам художественной деятельности употребляются термины:
общие представления об изобразительном искусстве, общие музыкальные представления, общие
|