воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия.
Ц. в первом смысле Пиаже противопоставлял децентрацию
способность рассматривать
ситуацию с др. т. зр., со стороны. Интеллектуальное развитие ребенка идет в направлении от Ц. к
децентрации.
ЦЕНТРИПЕТАЛЬНЫЙ (син. центростремительный) см. Афферентный.
ЦЕНТРИФУГАЛЬНЫЙ (син. центробежный) см. Эфферентный.
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ см. Эфферентный.
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЙ см. Афферентный.
ЦИКЛОГРАФИЯ (от греч. cyklos
круг + grapho пишу) первоначально метод изучения
движений человека путем фотографирования светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых
лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А.
Бернштейн усовершенствовал Ц. и предложил ряд модификаций: кимоциклографию для изучения
сложных движений, съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию для анализа
перемещений тела в 3 плоскостях, т. е. одновременную съемку движущегося объекта и его отражения в
зеркале. По циклографическим записям можно восстановить траектории и величины амплитуд
движений отдельных точек тела, пределы изменения суставных углов. На основе анализа циклограмм
циклограмметрии
строятся кривые зависимости линейных и угловых скоростей, ускорений
движущихся частей тела от времени. Зная массы перемещающихся частей тела, можно вычислить
величины сил, обусловливающих данное движение. Современные технические возможности таковы,
что исследователь практически без собственного труда может получать сложную информацию о
движении еще в ходе его выполнения, тогда как Бернштейн и его предшественники прилагали
титанические усилия на измерения и расчеты.
ЦИРКУЛЯРНЫЕ РЕАКЦИИ (англ. circular reactions)
термин Д. Болдуина, означающий
повторение ребенком реакций, результат которых открыт им случайно. Син. круговые реакции. Ж.
Пиаже использовал этот термин для характеристики действий ребенка с сенсомоторным уровнем
развития интеллекта. Существуют первичные, вторичные и третичные Ц. р.
Первичные Ц. р. повторение действия ради самого действия возникают на 2-й стадии
развития сенсомоторного интеллекта (2-4 мес) и ведут к формированию первых навыков.
Вторичные Ц. р. повторение действия ради получения интересного результата возникают
на 3-й стадии развития сенсомоторного интеллекта и знаменуют собой начало становления интеллекта,
т. е. возникновение дифференциации цели (результата) и средства (самого действия) для ее достижения.
Некоторые исследователи (напр., Д. Берлайн) рассматривают вторичные Ц. р. как наиболее ранние
формы ориентировочно-исследовательского поведения ребенка.
Третичные Ц. р. появляются на 5-й стадии развития сенсомоторного интеллекта. Повторяя
действие, ребенок изменяет его, чтобы проследить, к каким результатам оно ведет. Так возникают
схемы действия и формируются новые средства для достижения цели, расширяются возможности
ориентирования ребенка. В его поведении появляются зачатки экспериментирования (см. Наглядно-
действенное мышление). (Л. Ф. Обухова.)
_Ч_
ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕТОДИКА См. Методика частичного
воспроизведения.
ЧАСТОТНЫЙ ФИЛЬТР см. Спектрометрия, Фильтр частот.
ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ (англ. anthropology;
от греч. anthropos человек + logos слово)
широкий круг знаний,
охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры,
в центре
которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он
взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким
способом он может стать лучше. Короче, под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое
служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить
синонимию «Ч.» и «антропологии», то можно выделить, по крайней мере, 4 значения Ч.,
различающиеся своей широтой: 1)
Ч. как вся совокупность знаний о человеке; 2) Ч. как все науки о
человеке (научное Ч.); 3) Ч. как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии); 4) Ч.
как физическая (в идеале биологическая) антропология (сов. модель антропологии).
Знания м. б. не только научные, но и вненаучные фольклорные, мифологические,
|