книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология
этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках
междисциплинарной этологии человека.
Как и в классической зоологической этологии,
в них
подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому
последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом
исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований
взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со
стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика
(пространственная психология). (Б. М.)
ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (от лат. exhibitio
выставление, предъявление) вид полового
извращения,
при котором сексуальное удовлетворение достигается путем демонстрации гениталий
лицам против. пола вне ситуации половой близости. Э. чаще встречается у мужчин; однако можно
сказать, что женщины, профессионально занимающиеся стриптизом или любящие обнажать грудь и
бедра, имеют эксгибиционистские наклонности. Элементы Э. нередко наблюдаются у детей (у 5% до 7
лет и 1% 7-10 лет). Обычно демонстрация детьми своих половых органов лишена сексуальной окраски,
но при определенных условиях (в частности, при снижении порогов возбудимости, нарушении сроков
психосексуального развития, некоторых нервно-психических заболеваниях) она может вызывать
сексуальное возбуждение и в дальнейшем обрести девиантный характер.
Типичная тактика эксгибициониста заключается в подкарауливании ни о чем не подозревающей
женщины или ребенка и неожиданному обнажению перед ними. Часто сочетается с садизмом
(наслаждение от испуга жертвы), мазохизмом (наслаждение от сознания совершения недозволенного и
страха) или садомазохизмом.
Частный случай представляет собой словесный (вербальный) Э.
нашептывание сальностей, непристойностей, интимных подробностей (в т. ч. по телефону). (И. А. М.)
ЭКСПЕРИМЕНТ см. Метод эксперимента.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. experimental psychology)
общее
наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод
эксперимента, г. о. лабораторного эксперимента.
Первые опыты лабораторных исследований по
психологии были проведены не психологами, а астрономами (Бессель, 1823) и др. специалистами.
Физиолог Э. Вебер экспериментально исследовал пороги ощущений (1834; см. Закон Вебера).
Систематические экспериментальные исследования начаты были в Лейпцигской лаборатории В. Вундта
(1879), но намного раньше теоретические и методологические основы психофизического эксперимента
разработал Г. Т. Фехнер (1860). В России 1-я экспериментально-психологическая лаборатория была
основана в Казани В. М. Бехтеревым (1885). С 1880 г. начинает вести экспериментальную работу в
Одессе Н. Н. Ланге (см. Микрогенез). Во Франции (Париж) открывается лаборатория физиологической
психологии (1889), вскоре (с 1895) ее директором становится А. Бине.
В 1880-х гг. открываются
экспериментально-психологические лаборатории в США, Англии и др. странах. Почти все психологи
конца XIX нач. XX в., сыгравшие сколько-нибудь значительную роль в развитии своей науки, были
выдающимися экспериментаторами. В наше время происходит быстрое развитие Э. п., она завоевывает
новые сферы изучения. Наряду с расширением и совершенствованием собственно психологических
методов (лабораторного, естественного экспериментов, наблюдения, психометрики и др.) Э. п.
использует методы смежных с ней наук нейрофизиологии, биологии, социологии и др.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического
развития) разработан Л. С. Выготским и связан с его теорией развития высших психических
функций.
Впервые был применен Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым при исследовании
формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти (конец 1920-х гг.). Сущность
метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих
созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого
экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения: 1)
специфически человеческие психические процессы это процессы опосредствованные, использующие
разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические
орудия-средства
знаки (в
т. ч. символы, язык,
меры, сенсорные эталоны и т. п.); 2) всякий
психический процесс возникает и функционирует в 2 планах социальном и психологическом, или,
как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После
смерти Выготского Э.-г. м. с успехом применялся в многочисленных исследованиях (при формировании
звуковысотного слуха Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А. В. Запорожцем,
при
изучении закономерностей развития восприятия Л. А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П. Я.
|