закономерностям развития биосистем. Появились такие понятия, как техноценозы, биотехноценозы
социотехноценозы и т. п. С др. стороны, исследования в области биологии (от молекулярной биологии
до теории биосферы) дали очень много для разработки новых идей в области техники.
Другим весьма важным импульсом разработки концепции Э. послужила опасность грядущего
экологического кризиса. Одна из наиболее важных задач Э. разработка технических систем
органически встраиваемых в биосферные (экологические) процессы. При этом предполагается
разработка таких технологических процессов, которые не выводили бы из равновесия всю структуру
сложных взаимосвязанных экологических процессов.
Можно выделить 5 уровней разработки экобионических систем: 1) биологический, связанный с
созданием адаптационных механизмов и их поддержкой при взаимодействии человека и биологической
инфраструктуры биосферы (напр., создание иерархии биосферных заповедников, изолированных от
техногенных источников воздействия на среду); 2) биотехноценозный создание экологически
замкнутых биосферных структур, обладающих автономностью и определенными целевыми
установками; каждый техноценоз должен быть хорошо согласован с деятельностью биогеоценоза в
рамках которого он создается; 3) техногенный разработка технических систем, создаваемых на
принципах самоорганизации; такие системы должны иметь определенные свойства живых систем, а их
«жизнедеятельность» должна органично включаться в биосферные процессы; 4) биосоциальный
разработка и согласование технических и социально-технических структур в единые экобиосоциальные
комплексы; 5) психологический разработка теории деятельности технических систем с учетом
взаимодействия коллективов людей и экобионических систем; в перспективе создание новой
информационной техники повлечет за собой и создание психологических теорий, связанных с
исследованием и реализацией систем искусственного разума.
Проблема создания экобионических систем тесно связана с проблемой взаимодействия
человекмашина. Эта проблема имеет много аспектов, из которых наиболее важные социальный,
психологический и эргономический аспекты. Колоссальный скачок в развитии информационной
техники и средств связи, а также систем управления, привел к принципиально новому взгляду на
технические системы и их взаимоотношения с человеком. Технические системы приобретают характер
социотехноценозов. Уже нельзя рассматривать создание технических систем вне контекста социальных
и психологических проблем. Это особенно актуально в связи с катастрофической информационной
активностью в семиосфере. При этом компьютерная техника играет двоякую роль, являясь и причиной,
и средством укрощения информационного взрыва. Эта ситуация требует тщательного исследования
социальных и психологических аспектов взаимодействия человека и информационных систем.
Особо отметим несколько направлений экобионических моделей, связанных с проблемами
психологии. 1. «Искусственная жизнь» это направление, возникшее в нач. 1980-х гг., бурно
развивается, используя идеи, которые сформировались в нач. 1960-х гг. в рамках теории клеточных
автоматов. Большую роль в этом направлении сыграли работы в области синергетики и теории
эволюционных алгоритмов. 2. «Нейроинтеллект» направление, тесно примыкающее к предыдущему
направлению и связанное с исследованиями по созданию нейроподобных вычислительных систем,
обладающих способностью к самообучению и формированию совместно с человеком решений в
сложных ситуациях. 3. «Глобальный мозг» направление, связанное с исследованием коллективного
интеллекта человечества, объединенного с помощью информационных и сетевых (Internet) технологий в
единую интеллектуальную систему. (Ю. Т. Каганов.)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. ecological psychology).
1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог
Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.
2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния
на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических,
метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных
социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в
последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной
отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и
всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными
границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.
3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил
исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации)
повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в
|