высокочастотного альфа-ритма. Формируется свойственная взрослым людям его пространственно-
временная организация.
Электроэнцефалографические исследования детей и подростков широко используются для
оценки зрелости мозга, готовности к обучению, для анализа трудностей школьного обучения а также с
целью выяснения закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивных процессов.
Э. широко используется в клинике для диагностики органических и функциональных нарушений
деятельности мозга. ЭЭГ один из основных критериев оценки различных стадий сна в континууме
сонно-бодрственного цикла. Методами ЭЭГ исследуются также специфические локальные реакции на
воздействие внешних раздражителей, возникающие преимущественно в проекционных зонах,
вызванные потенциалы. См. Методы электрофизиологические, Психофизиология. (Н. В. Дубровинская,
Д. А. Фарбер.)
ЭЛЕМЕНТ (от лат. elementum
первоначальное вещество, член ряда) составная часть
сложного целого, минимальный компонент системы, далее неделимый, который образуется в результате
ее расчленения определенным способом. Впервые термин «Э.» как метафорическое обозначение
отдельных тел был введен Платоном,
а в качестве философского термина широко использовался
Аристотелем.
В дальнейшем понятие Э. стало употребляться в основном в гносеологии для
определения относительно самостоятельных, устойчивых и взаимосвязанных явлений, которые
выделяются в результате абстрагирования и отвлечения от многих реальных сторон объектов познания.
Подобные абстракции необходимы и полезны, т. к. позволяют проникнуть в более глубокие
материальные отношения и системное строение объектов действительности. Объектами м. б. вещи,
процессы, свойства и любые отношения. Для познания их строения они могут расчленяться на Э.
различными способами и поэтому использование понятия Э. является не однозначно определенным, а
относительным, соответствующим четко фиксированному способу выделения Э.
Для характеристики системы важно не то, каков субстрат элемента, а чему он служит в рамках
целого, какую функцию выполняет в качестве минимальной самостоятельной единицы. Поэтому еще в
нач. развития теории Э. и их связи в структуре были выделены в качестве фундаментальных такие
свойства Э., как объективность, абсолютность и относительность, статичность и динамичность и т. д.,
которые выражают общие свойства процессов. Понятие Э. приобретает смысл только в соотношении с
понятием структуры взаимосвязи Э. и системы их взаимных отношений (см. Функциональная
структура). (В. М. Гордон.)
ЭЛЬКИН ДАВИД ГЕНРИХОВИЧ (1895-1983) сов. психолог, ученик Н. Н. Ланге (см.
Микрогенез),
несколько десятилетий (до 1976) заведовал кафедрой психологии Одесского гос. унта,
больше всего и наиболее продуктивно изучал восприятие времени.
Его монография «Восприятие
времени» (1962) удостоена 1-й премии К. Д. Ушинского. Автор более 200 работ по общей, детской,
педагогической и инженерной психологии. (Б. М.)
ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ (1904-1984) сов. психолог. На основе развития идей
культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н.
Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе,
основание которой служит понятие «ведущая деятельность».
Известен также разработкой
психологической теории игры,
исследованиями формирования личности ребенка, сыгравших
значительную роль в понимании исторической природы детства. Э. автор ряда экспериментальных
букварей, в которых была реализована оригинальная методика Э. обучения детей чтению. См.
Развивающее обучение. (Е. Е. Соколова.)
ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ см. Синергетика.
ЭМОЦИИ (от лат. emovere волновать, возбуждать) особый класс психических процессов и
состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и
отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.)
значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных
механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на
удовлетворение актуальных потребностей.
В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия
или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.).
Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового
времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана
на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с
|